Учёные нашли 4 бактерии, способные выжить на Марсе

11:50, 10  февраля  2024

Исследователи из разных областей науки, включая специалистов по радиации, биологии и инфекционным болезням, создали международную рабочую группу и выявили четыре типа бактерий, способных адаптироваться к экстремальным условиям Марса. Научная работа опубликована на портале Phys.org.

В ходе исследования, микробиологи выяснили, что определенные виды бактерий могут выживать в условиях, схожих как с земными экстремальными средами, так и с космическим пространством, включая высокие уровни радиации, соленость, крайне высокие/низкие температуры и дефицит воды.

Интересно, что один из типов бактерий был обнаружен за пределами космической станции, а другие – в составе метеоритов. Полученные данные вызывают беспокойство о безопасности космонавтов, направляющихся на Марс, поскольку земные бактерии, попав на красную планету, могут стать источником заболеваний.

Ученые решили исследовать, как бактерии с Земли могут выживать в марсианских условиях, создав лабораторные условия, максимально приближенные к марсианским, включая имитацию марсианского грунта, низкие температуры, отсутствие кислорода и радиационное облучение. В эксперименте были задействованы четыре типа бактерий: Serratia marcescens, Pseudomonas aeruginosa, Klebsiella pneumoniae и Burkholderia cepacia, все они могут быть патогенными для человека.

Вначале исследовались реакции бактерий на отдельные симулированные условия, а затем на их комбинацию. Выяснилось, что некоторые условия, как наличие перхлората натрия в почве, ограничивают рост некоторых бактерий, в то время как снижение влажности снижает выживаемость всех изученных видов.

Тем не менее, исследование показало, что все четыре типа бактерий могут выживать на Марсе, причем три из них оставались жизнеспособными на протяжении 21 дня, а Pseudomonas aeruginosa даже размножалась.

Таким образом, исследователи пришли к выводу о потенциальной угрозе для здоровья космонавтов от бактерий, случайно попавших на Марс, особенно в случае их адаптации и мутации в условиях суровой марсианской среды.