Вятка на старинной открытке (18+)


07:53, 13  апреля  2010
Вятка на старинной открытке
Издательство «О-Краткое» и библиотека им. А. И. Герцена проводят презентацию книги «Вятка на старинной открытке. Конец XIX - начало XX века: Альбом-каталог». Презентация состоится 14 апреля в 17 часов в большом зале основного здания библиотеки им. А. И. Герцена (ул. Герцена, 50).

В уникальное издание вошло более 700 иллюстрированных почтовых карточек с видами города Вятки, выпущенных с 1895-го по 1918 год местными и столичными издателями. Составителям удалось объединить крупнейшие частные коллекции открыток, а также привлечь собрания из фондов областной библиотеки им. А. И. Герцена, Кировского областного краеведческого музея и Российской национальной библиотеки (С.-Петербург).

В альбоме представлены все известные в настоящее время открытки с видами Вятки. Открытки даны в натуральную величину, систематизированы по издателям, их издававшим. Каждую главу открывает информация об издателе и описание выпущенных серий, в конце раздела приводится типология адресных сторон открыток. Все подписи и заголовки дублируются на английском языке, предваряет издание англоязычное предисловие.

Книга отпечатана в цвете на мелованной бумаге и имеет увеличенный формат, (размер 31 х 24 см, вес 1650 г). Примечательно, что изготовлено издание на старейшем полиграфическом предприятии страны – в Кировской областной типографии. Часть тиража выпущена в специальном подарочном переплёте.

Авторы-составители – Евгений Дрогов, Валерий Журавлев, Сергей Иванов, автор основного текста Валерий Журавлев, по общей редакцией Евгения Дрогова. Дизайн – Денис Бельский.
реклама


Книга предлагает по-новому взглянуть на Вятку, детально и неторопливо вглядеться в многоликую и первозданную красоту нашего старинного города.
Поделиться:
Facebook
Anonymous 6 февраля, 2021, 13:45:45 Ответить
Радостно сознавать, что есть ещё в нашей Вятке такие не равнодушные и любознательные люди, как Мочалов. Какие глубинные познания старого нашего города у этого человека.Ему бы опубликовать историю города отдельной книгой! Земной поклон ему и спасибо за всё, что он напечатал в этом своём очерке. Пойду на улицу, побреду к дом и двору своего детства. Правда ни двора, ни тополя, который был виден со всех крыш города, уже нет. Уродливый долгострой поглотил наш двор с домом младшей дочери купца Репина Маши, которая переехала к нам, когда вышла замуж за детского врача, жившего у нас во дворе, Трапезникова. Помнится с детства, всегда начищенная до блеска, медная вывеска на дверях его дома, на втором этаже с резной и красивой надписью. Для меня Маша была уже древней старухой, выжившей и в гражданскую, и в отечественную войну, гонявшая нас клюкой с дворовых крыш. Сыновья её, белые офицеры сгинули на фронтах, один, выживший после отечественной, почему-то застрелился у себя дома.А после её смерти имущество было разграблено, а библиотека,занимавшая второй этаж её дома, тут же растащена за одну ночь.
Anonymous 21 мая, 2010, 10:44:58 Ответить
Продолжим рассмотрение «узких мест» и недоразумений, обнаруженных в альбоме-каталоге «Вятка на старинной открытке…»

Начнем с главы «Введение» под авторством Е.М. Дрогова
Итак, стр.12 «…Обнаружены открытки работы вятского фотографа и издателя П.Г. Тихонова, прошедшие почту в 1899 году. Они напечатаны способом фототипии».
Хотя и поставлена слева от видов надпись «Фототипия П. Тихонова», но это обыкновенные фотооткрытки, отпечатанные на фотобумаге со стеклянных негативов. Фототипия, как подтвердят профессионалы, – гораздо более сложный технологический процесс.
Стр. 12 « В книгу вошли также открытки редкой серии «На память о санитарном поезде Вятской губернии», расквартированном в Вятке во время войны 1914 – 1918 г.г.»
Военно-санитарный поезд № 605 Вятской губернии был причислен к Петроградскому тыловому распределительному эвакуационному пункту и квартировался и ремонтировался в Петрограде, совершая рейсы до Челябинска. Поезд содержался на средства жителей Вятской губернии и обслуживался Вятским медперсоналом.
Далее со стр. 14 следует повествование В.А. Журавлева
с. 14 «… путь от бродячего фотографа до состоятельного купца он (Тихонов) проделал благодаря редкому трудолюбию …»
В конце 70-х годов XIX века (начало трудовой деятельности П. Тихонова в качестве вятского фотографа), бродячими можно было назвать некоторых музыкантов, певцов, актеров уличного театра Петрушки, балаганных артистов, но только не фотографов. Фотографы работали в стационарных мастерских (ателье), и иногда производили выездную съемку по желанию заказчика. Это называлось разъездная или выездная съемка, но никак не бродяжничество.
с. 40 «Мы видим только что отстроенный Петербургский вокзал…., дом губернского врача А. Ю. Левитского и т.д.»
А.Ю. Левитский был заведующим Вятской железнодорожной больницей (больница относилась к Пермской железной дороге с управлением в Перми). В своём доме он вел приём как частный доктор.
с. 98 «… Далее совершает путешествие в ближайший пригород: слободу Дымково, затем в Широкий лог…»
Пригород – это поселение, расположенное вблизи города, но за его границей. К таковым относилось пригородное село Хлыновское. Слобода Дымково располагалась на селитебных землях города Вятки. Входил в городскую черту и Широкий лог – знаменитый заречный сосновый бор.
с. 98 «… Еще одна встреча с крестьянами состоялась в торговых рядах у ломбарда и на площади Спасского собора…»
На открытке «№4 Городской ломбард» показана стоянка крестьянских экипажей при новом молочном рынке, а не торговые ряды.
Такого названия как «площадь Спасского собора» не было. Площадь та именовалась Нижней торговой.
С.98 «В архиве художника А.И. Деньшина было найдено несколько экземпляров открытых писем, выполненных фотоспособом, с видами разлива реки Вятки в Широком логу».
Аннотаций к видам нет, потому утверждать, что разлив Вятки снят в Широком логу, преждевременно.
с. 110 «В следующей серии военного времени часть сюжетов позаимствована с открыток с красным шрифтом. Но появились и новые сюжеты: крупный план Александровского собора (№25) и общий вид с северной стороны (№24)…»
Сюжеты эти не новы, их можно отыскать на открытках «Привет из Вятки» и «Шлю привет из Вятки» на стр. 112 и 113, выпущенных ранее.
с. 132 «В 1907 году двадцать совладельцев фабрики договорились реорганизовать предприятие в «Товарищество Косинской писчебумажной фабрики Наследников Феофилакта Михайловича Рязанцева и К0»
Товарищество – это не заглавное слово названия предприятия, а форма управления им. Далеко не все наследники Рязанцевых входили в данное Товарищество, но оставались притом совладельцами Косинской бумажной фабрики, которая продолжала именоваться: « Рязанцева Ф. М. Наследники и Ко» (см. сборник «Вся Россия» 1912г.)
с. 132 «По сравнению с «тихоновским» выпуском 1901 года цена на почтовые отправления упала более чем в 2,5 раза…»
Неточность формулировки. Более чем 2,5 раза цена упала на стоимость самой открытки, цена же на почтовое отправление (услуга почты) оставалась прежней – 3 копейки.
с. 166 «… обновленное здание театра на старой Хлебной площади».
Согласно отчету городской управы площадь именовалась Театральной, а не старой Хлебной.
с. 166 «… Не успевая вернуть потраченные деньги, Контрагентство А.С. Суворина со скоростью курьерского поезда приближалось к финансовому краху».
По поводу финансового краха Контрагентства А.С. Суворина – это не более, чем домыслы автора. Предприятие продолжало выпускать открытки даже в смутном 1918 году, только уже под новой вывеской.
с. 192 Приведена таблица адресных сторон открыток издания Контрагентства А.С. Суворина и Ко. Как и в случае с изданием А.В. Сунцова, здесь допущена масса пропусков.
с. 234 Издание Общества помощи семьям запасных Вятской губернии. «… Автор изобразил святые места Вятской земли: церковь Иоанна Предтечи, женский и мужской монастыри».
Преображенского женского монастыря на почтовых карточках данной серии я так и не нашел.
с. 234 «… Известный меценат Т.Ф. Булычев за треть стоимости отдал городской казне особняк, где разместились инвалиды и дети-сироты Первой мировой войны...».
Т.Ф. Булычев отдал свой особняк за треть стоимости не городу, а «Обществу помощи семьям запасных нижних чинов и ратников ополчения Вятской губернии, призванных в мобилизацию 1914 года», председателем комитета которого состоял Вятский губернатор А.Г. Чернявский.
с. 234 «Александр Петрович Лебедев в большом количестве покупал вятские благотворительные марки для их обмена по переписке с коллекционерами других городов, поэтому выпуск такой открытки был взаимовыгодным как для Общества помощи семьям запасных, так и для самого коллекционера».
Во-первых. По поводу «взаимовыгодного выпуска» такой открытки. Общество помощи семьям запасных почило в Бозе после Февраля 1917 года, почему встал вопрос о передаче Дома инвалидов в ведение Вятского губернского земства. Теперь о надпечатке. Если прочитать ее внимательно, то видно, что на концах слов отсутствуют «яти», отмененные после 1918 года, т.е. реклама надпечатана уже в советское время. О том же свидетельствует выдержка из рекламы: «покупаю революционные открытки», что указывает на постреволюционный период времени. Поэтому сотрудничество А.П. Лебедева в советские годы с обществом, угасшим в 1917 году, невозможно как физически, так и теоретически.
Во-вторых. Если мы будем выделять в отдельные единицы каталога открытки с надпечатками, штампами и рекламами коллекционеров и прочих деятелей, то наш альбом заметно увеличится по объему, о чем придется писать отдельную главу. Потому таким открыткам не место в нашем альбоме-каталоге.
В-третьих. Открытка не укладывается во временной отрезок (между 1895 -1918) указанный самими авторами каталога.
с. 251 «Известный в городе купец Павел Петрович Клобуков пожертвовал под богоугодное заведение особняк на 50 комнат с электростанцией и церковью…»
Электростанцию при приюте имени П.П. Клобукова построило городское самоуправление несколько позднее, и с 1901 года энергия с нее стала подаваться для освещения театра.
с. 260 « Вятским окружным правлением Императорского Российского общества руководил губернатор Ф.Ф. Трепов»
Вятским отелом Императорского Российского общества спасания на водах руководил не только Ф.Ф. Трепов, но и вообще все действующие Вятские губернаторы.
с. 260 «… Таким образом, работа над сюжетами к серии началась во второй половине 90-х годов XIX века…»
Снимок к открытке «Вид в с. Филейка» сделан до открытия Александро – Невского Филейского монастыря, последовавшего 16 сентября 1890 года.
с. 271 Правильное название заведения: «Вятское среднее сельскохозяйственно-техническое училище….»
с. 276 «Вырваться на волжские просторы из-за возросшей конкуренции не удалось. Читатели путеводителя получили смехотворное объяснение такому фиаско…» (далее идет цитата из путеводителя).
Автор опровергает информацию из «Путеводителя Товарищества Вятско-Волжского пароходства» столетней давности, называя ее смехотворной, не приводя при этом своих доводов. Идёт бездоказательное самотолкование темы, что следует квалифицировать как узурпацию и фальсификацию истории.
с. 280 «Чтобы выкупить состав у военного ведомства, оснастить его дополнительным оборудованием, потребовалось около 35 тысяч рублей…»
Как я уже упоминал, военно-санитарный поезд № 605 Вятской губернии находился в ведении Петроградского тылового распределительного эвакуационного пункта и у военного ведомства не выкупался.
с. 287 «(Т.Ф. Булычев) ввиду семейного разлада в доме не жил и в 1915 году уступил его для госпиталя инвалидов войны за треть стоимости».
В доме Т.Ф. Булычева был устроен не госпиталь, а благотворительное учреждение – Дом инвалидов и сирот Великой Войны 1914 года. Иными словами приют.
Далее идёт повествование С. Иванова.
с. 292 «Были на открытках штампы воинских частей, имевших отношение к Вятке. Это 109-й запасный батальон, в котором проходили обучение солдаты перед отправкой на фронт, и 303-я пешая Вятская дружина…»
На открытке со штампом якобы 109 запасного батальона (последняя цифра в номере не пропечаталась) есть почтовый штемпель с датой «1 декабря 1915 года». Согласно «Обзору Вятской губернии за 1915 год» в 1915 году в Вятке стояли только 106 и 119 пехотные запасные батальоны.
303-я пешая Вятская ополченческая дружина формировалась в Глазове, и к Вятке отношения не имела.
И далее вновь пишет В. Журавлев
с. 293 «В коллекциях встречаются экземпляры карточек, выполненные на очень высоком художественном уровне. Владельцы черно-белых открыток использовали увеличительное стекло, чтобы нанести тонкие штрихи акварельными красками на изобразительную сторону открыток…»
Самое смешное и забавное место в книге! Сразу одолевает вопрос: а что, без увеличительного стекла, художник не мог раскрасить открытку? Благо, размеры ее отнюдь не микроскопические. Акварельные штрихи – это что-то новенькое, доселе не слыханное. Акварель – от слова «аква», что означает вода, потому наносить ее на бумагу можно только методом мазков и разводов локальными пятнами, но никак не штрихами. Представленные в книге иллюстрации как нельзя лучше отражают эту теорию.
Помимо всего вышеперечисленного, в альбоме замечено множество мелких недочетов и сомнительных мест, на которых я не стал заострять внимание.

Давая общую оценку альбому-каталогу, будет небезынтересно отметить, что филокартисты Кирова в большинстве случаев ставили «тройку» по пятибалльной системе. Лично я поставил 2-ку с минусом. «Почему такая невысокая оценка?» - спросят меня. Среди наиболее серьезных недостатков укажем: слабое знание истории, непрофессионализм и дилетантство по отдельным темам, а также безответственность авторов-составителей, головотяпство рецензентов, свою лепту в чашу негатива внесла и областная типография. Вот те составляющие, на основании коих я и поставил такую оценку. И еще не покидает ощущение того, что выход каталога задуман, прежде всего, как коммерческое предприятие, в котором качеству подаваемой информации отведена второстепенная роль. Жаль, что этот симпатичный с виду проект завершился на такой минорной ноте.

Вячеслав Мочалов – собиратель открыток с видами Вятки.
Anonymous 19 мая, 2010, 12:27:00 Ответить
Вятка на старинной открытке... от О-Краткого или как публика вводится в заблуждение.

Еще раз откроем альбом-каталог «Вятка на старинной открытке. Конец XIX – начала ХХ века» и остановим свое внимание на следующем месте предисловия: «Книга содержит изображения более 700 открыток, систематизированных по издателям, снабжена необходимым справочным аппаратом и является первой пробой полного альбома-каталога почтовых карточек с видами города Вятки, выпущенных между 1895 и 1918 годами». Так утверждают авторы «Предисловия» Е.М. Дрогов и В.А. Журавлёв. Более всего смущает термин «между 1895 и 1918 годами», но если понимать его буквально, то означать это будет: с 1896 по 1917 годы. Между тем самое раннее выявленное почтовое отправление открытки с видом Вятки датировано 25 декабря 1899 года (и в альбоме-каталоге приводится её иллюстрация), почему невольно встает вопрос: зачем и на основании чего авторы состарили нашу вятскую открытку на целых четыре года? Но это еще полбеды…. Бдительная наша пресса в своих возвышенно хвалебных анонсах и комментариях продолжает усугублять поданное с лёгкой руки авторов альбома искажение реальной действительности. Так «Вести» от 15 марта 2010 года в своем анонсе альбома извещают: « Альбом содержит изображения более 700 открыток с видами города, выпущенных местными и столичными издателями с 1895-го по 1918 год». «Вятская особая газета» в № от 29 апреля 2010 года дает собственное толкование: «Издание действительно уникально: там представлены все известные на сегодня открытки с видами города Вятки с 1895-го по 1918 год». А Пересторонин в «Вятском Крае» за 9 апреля с.г. и вовсе добавил вятской открытке лично от себя еще добрый десяток лет: «В альбоме представлены в хронологическом порядке все 700 почтовых карточек, выпущенных в Вятке в период с 1885 по 1918 год». Тут он, конечно, «дал маху», поставив захолустную северную Вятку по части открыточного предпринимательства впереди России всей (первая видовая почтовая карточка, как пишет Дрогов, появилась в России только в 1895 году!). Теперь остановимся более основательно на его термине «представлены… [color=#BF0000:1p5li44m]ВСЕ[/b:1p5li44m] 700 почтовых карточек». А вот и не все – зевнули-таки кое-где и кое в чем создатели альбома-каталога! Рассмотрим их недогляды более подробно:
1) Издание А.В. Сунцова.
Если перечислить все пропуски по типам адресных сторон этого издателя, то говорить об этом лучше конфиденциально и в другом месте.
2) Издание Товарищества наследников Ф.М. Рязанцева & К0.
Пропущены два довольно раритетных вида в варианте с черной надписью и с соответствующим типом адресной стороны: № 16 «Николаевская улица» и № 22
«Соборная площадь». Зато на стр. 161 представлен зачем-то не только не вятский, но и явно зарубежный вид без всякой аннотации, который нарекли уж больно топорно: «Общий вид из леса на поселение». Народное творчество от «О-Краткого». Наследники Рязанцевы отдыхают!
3) Издание Общества помощи семьям запасных Вятской губернии.
Пропущен вид «Вятка-монастыри» с оттенком коричневого цвета. На цветопередаче этого издания стоит остановиться отдельно. В действительности большинство почтовых карточек данной серии имели два варианта в цвете: оранжевый и оттенка «умбра» или «хаки» - защитного цвета военной техники. В альбоме те, что должны быть оранжевыми, представлены в цвете красной охры или с кирпичным оттенком, а те, что должны быть цвета «умбра», даны в коричневом цвете. Вид «Дом инвалидов и сирот» на стр. 235 вместо коричневого должен быть темно-серым.
Вот вам и открытки «в натуральную величину, без искажения цвета в фотошопе», как констатирует наша пресса.
4) Совершенно отсутствуют в каталоге открытки с портретами членов Государственной думы от Вятской губернии, а именно:
а) Издание фот. К. Булла. Санкт-Петербург, Невский 48. Фототипия Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Серия портретов членов 1-ой Гос. Думы от Вятской губернии: Павел Александрович Садырин, Павел Филиппович Целоусов, Василий Селиверстович Вихарев, отец Николай Васильевич Огнев.
Возможно, были изданы портреты остальных 9 депутатов от Вятской губернии.
б) Издание Н.Н. Ольшанского, Санкт-Петербург, худож. Фототипия К. Фишер, Москва. Серия портретов членов 3-й Гос. думы от Вятской губернии: Иван Луппович Мерзляков, Трудовая группа членов Гос. Думы (от Вятской губернии И.Л. Мерзляков и А.Е. Кропотов).
Возможно, были изданы портреты остальных 7 депутатов от Вятской губернии.
в) Издание Н.Н. Ольшанского, Санкт-Петербург, худож. Фототипия К. Фишер, Москва. Серия портретов членов 4-й Гос. думы от Вятской губернии: отец Иоан Михайлович Короваев (с дарственной подписью).
Возможно, были изданы портреты остальных 7 депутатов от Вятской губернии.
г) Возможно, выходила в свет и серия портретов членов 2-й Гос. думы от Вятской губернии, которая, просуществовав чуть более трёх месяцев, была распущена согласно Высочайшему манифесту от 3 июня 1907 года.
Как изволите понимать ваше: «в книге представлены все открытки с видами Вятки, обнаруженные до момента сдачи книги в печать»? Буквально? Только вот большинство вышеперечисленных пропущенных видов имеются в наличии, и были представлены составителям альбома воочию. Одним словом не доработали, а другим – не дотянули, проявили элементарную невнимательность.
В главе «Введение» гр. Дрогов вводит читателей в очередное заблуждение. Ведя речь об оригинальной открытке «Привет из Вятки» с почтальоном, он заключает: «Несмотря на достаточно высокую стоимость «почтальонов», они пользовались немалой популярностью». Для уточнения «достаточно высокой стоимости «почтальонов» рассмотрим ее на примере издательства Контрагентства Х.Т. Цветкова. Итак, обычная чёрно-белая открытка издания Цветкова стоила 5 копеек, цветная - 7 копеек, «почтальон» - 10 копеек, фотооткрытка «Сердечный привет с дороги!» в чёрно-белом исполнении – 10 копеек в цветном – 12 копеек. Выводы делайте сами …
В том же «Введении» Дрогов утверждает: « Все открытки даны в натуральную величину». Неправда! На страницах 286-294 иллюстрации с открыток даны в уменьшенном виде (всего 26 штук).
В свое время Козьма Прутков в своем 74 афоризме изрёк: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?». Солгавши не единожды и не единожды введя читателя в заблуждение альбом-каталог «Вятка на старинной открытке ….» от «О-Краткого» между тем на подведении итогов конкурса «Вятская книга 2009 года» победил в номинации «Лучшее издание, посвященное краю» и был удостоен спецдиплома «Читательские симпатии». Тут весьма уместно вспомнить другого классика: «А судьи кто?». О других заблуждениях и смешилках «Вятки на старинной открытке…» от «О-Краткого» побеседуем в следующий раз.

Вячеслав Мочалов – собиратель открыток с видами Вятки.
Anonymous 19 мая, 2010, 12:15:40 Ответить
14 апреля 2010 года в главной областной библиотеке прошла презентация вышедшего в издании «О-Краткое» альбома-каталога «Вятка на старинной открытке. Конец XIX – начала ХХ века». Как и следовало ожидать, не только на презентации, но и в СМИ понеслись всевозможные восхваления и превозношения этого поистине коллективного труда, вышедшего из-под пера сразу трёх авторов: Евгения Дрогова (редактора), Валерия Журавлева и Сергея Иванова. Для иллюстрации весьма распространенного в таковых случаях явления приведу выдержку из статьи корреспондента «Вятского Края» Пересторонина в № от 9 апреля сего года. « … И получился этот альбом своевременным и современным, выполненным с любовью к прошлому, уважением к настоящему, да и к будущему, пожалуй.… Но все хорошо, что хорошо кончается: альбом-каталог “Вятка на старинной открытке...” вышел тиражом в 1000 экземпляров и в числе других новинок издательства “О-Краткое” был представлен в Москве на XIII Всероссийской выставке-ярмарке “Книги России”. И в конкурсе новинок “Малая родина” у него есть все шансы на успех». У медиков есть более ёмкое определение: «Шансы есть всегда». Ну, это так, к слову.
Открытка как, впрочем, и медаль, имеет две стороны, и в этой связи мне хотелось бы вопреки всем тем соловьиным трелям и дифирамбам заглянуть на оборотную сторону нашей открытки, которая как повелось, остаётся в тени. Предваря взгляд на оттененную сторону дела, добавлю, что 2007 году именно в издательстве «О-краткое» я имел намеренье выпустить книгу о тех же открытках с видами Вятки, только с более фундаментальным подбором материала. Но сотрудничество с данным издательством в лице директора Е. Дрогова не продлилось и двух месяцев вследствие непрозрачности финансовой политики «О-Краткого». Однако пора вернуться в день сегодняшний.
Вышедший в свет альбом-каталог «Вятка на старинной открытке. Конец XIX – начала ХХ века» вызвал шквал критики, прежде всего у филокартистов – собирателей тех самых открыток с видами Вятки вековой давности. Среди наиболее упомянутых недостатков: отвратительное качество переплета, искажение цветопередачи иллюстраций, пропуски имеющегося в наличии материала и др. От себя лично добавлю, что дизайн альбома-каталога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Создаётся впечатление, будто альбом рождался в какой-то неизъяснимой спешке, а может быть даже и в цейтноте. Несмотря на сравнительно небольшой объем текста, не обошлось, как ожидалось, без досадных промахов и ляпов. То один из авторов перепутает № почтового вагона с номером самого поезда, то фамилию доктора укажет неверную, то назовёт тыловой военно-санитарный поезд № 604 Вятским (хотя наш поезд имел № 605) и т.д. Самым грандиозным «проколом» или недостатком издания является отсутствие справочного аппарата. Из представленных зрителю 700 иллюстраций ни к одной из них не дается современной аннотации. Взять, к примеру, открытки с названиями: «Северная часть Казанской улицы», «Спасская улица», «Царёвская церковь», «Реальное училище», «Завод Долгушиных», «Боровое озеро» и многие другие. Как прикажете ориентироваться неискушенному в вятской истории читателю, господа, авторы-издатели?
Каждая приведённая открытка должна была содержать сопроводительный комментарий о современных названиях улиц, храмов, учебных заведений, парков и т.д. и т.п. Получается как в знаменитом письме с адресом: «На деревню к дедушке». Так вот взять и забыть об интересах и чаяниях читателя.… Быть может пресловутая спешка всему виной? Или ещё чего? Я не намерен на страницах своего письма устраивать «разбор полётов» по сему случаю, но мимо одного пассажа в альбоме-каталоге пройти мимо ну никак не могу. На стр. 166 речь идёт о московском издателе вятских открыток Х.Т. Цветкове, которые, кстати, печатались в московской фототипии А. Рериха в 1910-1911 годах. Автор текста В.А. Жуавлёв упоминает там «столичного издателя», «столичного автора», а по завершении своего очерка кратко резюмирует: «Почтовые карточки Х.Т. Цветкова до сих пор не утратили столичный лоск и по праву считаются у коллекционеров лучшими по качеству изготовления». Не могу не задать историку В.А. Журавлёву резонного вопроса: А какой город в 1910 -1911 годах был столицей Российского государства? Не уж-то Москва? Если человек не знает, какой город являлся столицей России в начале XX столетия, то не может ли он оказаться в положении унтер-офицерши, которая, по мнению городничего уездного города N сама себя высекла? А ещё очень бы хотелось, чтоб штабс-ротмистр Поцелуев в паре с Кувшинниковым, высекшие Ноздрёва.… Впрочем, этот кошмар всего лишь приснился Ноздрёву. Поэтому и в нашем случае очень бы хотелось, чтоб всё вышеозначенное так и оставалось бы в сновидении.
P.S. Было бы не безынтересно выслушать мнения наших уважаемых рецензентов альбома-каталога. Думается, им есть чего добавить, расставив все точки над i.

Вячеслав Мочалов – исследователь истории старой Вятки.
Яков Макарцов 13 апреля, 2010, 10:36:11 Ответить
Кто идёт на презентацию? Я постараюсь.


Собираюсь пойти, уважаю Евгения Дрогова.