«Бюджетный импульс» в России по итогам 2023 года будет рекордным с 2018 года, он достигнет 5% ВВП (около 8,3 трлн рублей), говорится в докладе Минфина «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».
Такой импульс является объемом чистых вливаний бюджета в экономику, включая «квази-бюджетные» операции, как, например, инвестиции из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Указанный показатель для 2023 года превысит даже те значения, которые были зафиксированы в 2020 году во времена пандемии, когда правительство активизировало стимулирование экономики. Тогда показатель «бюджетного импульса» был на уровне 4,6% ВВП.
При этом за последние два года (2022-2023) общий «бюджетный импульс» приблизится к 10% ВВП. Причины роста вливаний Минфин связывает с трансформацией экономики, перестройкой хозяйственных связей и появлением «новых приоритетов».
«Бюджетный импульс» транслируется в экономику (за счет влияния на деловую активность и инфляцию) посредством трех каналов:
канал доходов: через воздействие на нефинансовый сектор (компании и домохозяйства) путем увеличения их доходов (пособия нуждающимся, индексация пенсий, МРОТ и прожиточного минимума, прочее) и прибыли (прямые отраслевые субсидии, снижение/отсрочка налогов, обнуление ввозных пошлин, прочее), что обуславливает рост внутреннего спроса;
канал кредита: воздействуя на прибыль, доходы и капитал нефинансового сектора изменяется и его кредитная «емкость», что влияет как на «платежеспособный» спрос, так и опосредованно на предложение кредита в экономике;
канал ожиданий: доверие экономических агентов приверженности проведению ответственной бюджетной политики смягчает возможные инфляционные последствия вследствие временного отклонения от целевых параметров, и напротив в отсутствие доверия (например, убедительного плана нормализации) способствует росту девальвационных и инфляционных ожиданий.
Комментарии