В преддверии начала учебного года вопрос о школьной форме встаёт особенно остро. И если у старшеклассников обычно он давно решён, то родители первоклашек иногда вступают в серьёзные схватки друг с другом и классным руководителем. Рассказываем, какие аргументы за и против можно привести в дискуссиях.
СОДЕРЖАНИЕ:
Социальное неравенство
ЗА: Единая школьная форма сглаживает социальные различия
Представьте рядом двух девочек: одна стильно одета, другая в заношенных вещах, доставшихся ей от старшей сестры. Насколько такой контраст будет способствовать задачам обучения?
В одинаковой одежде дети не замечают внешних различий и реже завидуют одноклассникам или обижаются на них. Девочки в похожих юбках и жилетках больше не могут похвастаться стильными вещами, которых ни у кого нет, а значит, в классе с меньшей вероятностью появится иерархия и жесткое подчинение одного другому.
ПРОТИВ: Социальное различие необходимо
Социальное неравенство существует в любом обществе, и ребёнку нужно это понимать. Понимание этого — важная часть социального интеллекта каждого человека. Даже если все школьники будут одеты одинаково, некоторые из них найдут способ выделиться и похвастаться тем, чего у других нет: смартфонами, дорогой обувью и ювелирными украшениями.
Ребёнок должен изучать и осознавать мир во всём его многообразии, но окружающее не должно поражать его сознание, чтобы на боли, обиде и страхе не было принято злых решений, которые помешают маленькому человеку жить и развиваться.
Фокус на учёбе: дисциплина в школе и успеваемость
реклама
ЗА: Школьная жизнь становится организованной
В первых классах дети особенно неусидчивы: они отвлекаются на одноклассников, стены в кабинете, снег за окном. На первых порах крайне важно помогать ребятам фокусировать внимание на изучаемом предмете, пробуждать мышление, а не эмоции.
В школьной форме дети лучше концентрируются на учёбе и не отвлекаются на внешний вид друг друга. Шесть лет назад австралийские учёные выяснили, что учащиеся в форме лучше слушаются педагогов и в целом лучше учатся. Однако это исследование до сих пор не принято научным миром, поскольку не соответствует «золотому стандарту» исследований.
ПРОТИВ: Форма часто неудобна для ношения
Дети в начальной школе много двигаются, это необходимо для развития их нервной и опорно-двигательной систем. В строгой форме сложно сделать даже разминку без страха порвать брюки или зацепиться колготками за стул. Просто сидеть минимум по шесть часов в день бывает непросто: расслабиться в пиджаке не получается, а рубашка с галстуком постоянно сдавливают шею.
И здесь встаёт вопрос о том, что в приоритете у учителей и родителей: свобода выбора маленького человека или необходимый порядок, соблюдение требований. Тенденции последних лет диктуют важность внутренней свободы с самого детства. Психологи считают, что эта самая свобода формируется из того, прислушиваются ли к мнению ребёнка в семье и школе, принимают ли плохое настроение или требуют быть всегда послушным, примерным и «правильным».
Отсутствие выбора в детстве после приводит к неспособности человека отстаивать свою точку зрения, игнорировать мнение посторонних и прислушиваться к самому себе. Такая функция, как слышать себя, вообще со временем утрачивается, потому что в течение одиннадцати лет учёбы ребёнок постоянно выполняет только то, что ему говорят.
Осознание себя частью коллектива
![]()
реклама
ЗА: Развивается сплочённость коллектива
Задач в школе бывает много, часть из них индивидуальные, другие требуют взаимодействия со сверстниками. Умение работать в команде ещё много раз в жизни пригодится ребёнку, а школьная форма — один из механических приёмов, который помогает ребёнку делить людей на своих и чужих, осознавать себя частью небольшого общества.
У каждой школы свои отличительные особенности в одежде: цвет, фасон или нашивка с номером учреждения. С их помощью дети с лёгкостью находят «своих» на городских соревнованиях, олимпиадах и просто на улицах. А ещё школа, в которой есть форма, выглядит престижнее остальных.
ПРОТИВ: Дети и подростки не хотят носить школьную одежду
Форма не нравится многим детям, они считают её однообразной и скучной. И даже незначительные различия не могут это однообразие исправить. Учёные из университетов Огайо и Пенсильвании выяснили, что дети, которые должны были носить школьную форму, часто не чувствовали никакой социальной принадлежности и не устанавливали близких отношений с одноклассниками и учителями.
Дети, которые носили форму, с такой же вероятностью, как и другие дети, страдали от эмоциональных проблем. У обоих групп испытуемых были схожие показатели депрессии, одинаковые уровни агрессии и примерно один и тот же уровень социальных навыков. При этом важно, что дети, которые носили форму, говорили о меньшей социальной принадлежности к группе, чем школьники со свободным стилем в одежду.
Развитие индивидуальности
ЗА: Школьный дресс-код формирует хороший вкус и табуирует отклонения от статуса
Многие взрослые предпочитают деловой стиль, который не шокирует окружающих. А первые шаги в создании официального образа дети делают именно в учебном учреждении. Школьная форма помогает обращаться к предпочтительному в обществе способу одеваться, дети в форме выглядят гораздо аккуратнее и опрятнее. При этом у школьников остаются выходные, когда они могут выглядеть ярко и стильно.
ПРОТИВ: Обязательная форма убивает проявления индивидуальности
Большинство школьников проводит на учёбе так много времени, что на прогулки времени не остаётся. А из выходных есть только воскресенье, когда надо срочно сделать домашнее задание на понедельник. Поэтому ребёнок выбирает одежду самостоятельно крайне редко, и этого опыта ему не хватает в будущем. Многие дети и подростки чувствуют потребность в самовыражении через внешний вид, а без возможности продемонстрировать свою индивидуальность они перестают чувствовать себя собой.
реклама
Отсюда эксперименты с внешностью в подростковом возрасте, которые нередко пугают родителей. Тут и экстремально короткая длина волос, и яркие окрашивания, и татуировки с пирсингом. Обычно люди, которые постоянно экспериментируют с внешним видом, говорят, что в детстве и юности не имели такой возможности, и теперь «отрываются».
«Хотя униформа должна создавать чувство общности, она может иметь противоположный эффект. Мода — это один из способов самовыражения учеников, и это может быть важной частью школьного опыта. Когда ученики не могут показать свою индивидуальность, они могут не чувствовать себя такими, какими они есть», — рассказал доцент кафедры гуманитарных наук в Университете штата Огайо Арья Ансари
Стоимость формы
![]()
ЗА: Это дешевле
Купить несколько комплектов школьной формы выйдет дешевле, чем целый шкаф с модной одеждой. К тому же этим родители на целый год закрывают вопросы о том, что надеть и с чем это носить: всё в школьном комплекте сочетается.
ПРОТИВ: Повседневная одежда всё равно нужна
Одежду для прогулок, кружков и секций всё равно придётся покупать, и в итоге родителям придётся заплатить за новый гардероб гораздо больше. Школьную форму многие дети носят неаккуратно, поэтому одним-двумя комплектами не обойдёшься. К тому же сшить одежду из качественных материалов может обойтись дороже нескольких повседневных образов, а дешёвая форма может быстро растянуться и покрыться катышками.
Закон о школьной форме
реклама
В 2022 году министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал, что ведомство планирует внедрить школьную форму, которая, однако, не будет единой: каждая школа будет самостоятельно определять её внешний вид. Глава комитета по образованию Ольга Казакова объяснила, зачем выдвинута такая инициатива: «Школьная форма организует и дисциплинирует, поэтому детям важно её носить».
Требование школы о форме вполне правомерно и закреплено в законе об образовании. Однако для этого организация должна принять соответствующий локальный акт, в котором прописывают вид, цвет, фасон одежды и правила её ношения. У каждой школы эти требования будут свои.
Зачастую локальными актами школы прописывают форма для начальной школы, либо просто описывают требуемый дресс-код. Иногда решение об обязательной школьной форме делегируют родителям конкретных классов.
Могут ли ребёнка не пустить в школу или вообще исключить, если он придёт без формы? Исключить ученика по этой причине нельзя, но на урок могут не пустить. Если школа приняла решение о введении школьной формы без учёта мнения родителей и учеников, то можно попытаться оспорить решение руководства. Для этого надо задокументировать претензию и сообщить об этом в администрацию школы.
Выводы
1. Чем младше класс, тем актуальнее единая школьная форма, она поможет сгладить социальные различия и сфокусироваться на учёбе.
2. Если школа требует носить форму, то ребёнок обязан это делать.
3. Школьная форма не решает вопросы социального неравенства и разрозненности коллектива, однако в школах с деловым дресс-кодом дети лучше слушают учителей и меньше отвлекаются.
4. Не пожалейте средств на стильную и красивую форму, так дети смогут выразить себя коллективно на фоне других сверстников, осознают себя частью общности, а носить её можно будет не только в школе.
5. Старайтесь соблюсти установленные школой, учителем или родительским собранием требования к школьной одежде, это позволит избежать ненужных упрёков в адрес ребёнка и вас.
6. Спор о школьной форме нельзя решить без результатов научных исследований, но их проводят слишком мало для достаточного обоснования любой из позиций. Тем не менее, на любой аргумент теперь вы найдёте контраргумент.
Комментарии