Нужна ли школьная форма: Какие аргументы «за» и «против» привести в споре с родителями и учителями


18:45, 6  июля  2023
Вооружаемся аргументами перед собраниями с классными руководителями или общением с родителями в чатах.
Нужна ли школьная форма: Какие аргументы «за» и «против» привести в споре с родителями и учителями

В преддверии начала учебного года вопрос о школьной форме встаёт особенно остро. И если у старшеклассников обычно он давно решён, то родители первоклашек иногда вступают в серьёзные схватки друг с другом и классным руководителем. Рассказываем, какие аргументы за и против можно привести в дискуссиях.

СОДЕРЖАНИЕ:

Социальное неравенство

ЗА: Единая школьная форма сглаживает социальные различия

Представьте рядом двух девочек: одна стильно одета, другая в заношенных вещах, доставшихся ей от старшей сестры. Насколько такой контраст будет способствовать задачам обучения?

В одинаковой одежде дети не замечают внешних различий и реже завидуют одноклассникам или обижаются на них. Девочки в похожих юбках и жилетках больше не могут похвастаться стильными вещами, которых ни у кого нет, а значит, в классе с меньшей вероятностью появится иерархия и жесткое подчинение одного другому. 

ПРОТИВ: Социальное различие необходимо 

Социальное неравенство существует в любом обществе, и ребёнку нужно это понимать. Понимание этого — важная часть социального интеллекта каждого человека. Даже если все школьники будут одеты одинаково, некоторые из них найдут способ выделиться и похвастаться тем, чего у других нет: смартфонами, дорогой обувью и ювелирными украшениями. 

Ребёнок должен изучать и осознавать мир во всём его многообразии, но окружающее не должно поражать его сознание, чтобы на боли, обиде и страхе не было принято злых решений, которые помешают маленькому человеку жить и развиваться.


Фокус на учёбе: дисциплина в школе и успеваемость

реклама

ЗА: Школьная жизнь становится организованной

В первых классах дети особенно неусидчивы: они отвлекаются на одноклассников, стены в кабинете, снег за окном. На первых порах крайне важно помогать ребятам фокусировать внимание на изучаемом предмете, пробуждать мышление, а не эмоции. 

В школьной форме дети лучше концентрируются на учёбе и не отвлекаются на внешний вид друг друга. Шесть лет назад австралийские учёные выяснили, что учащиеся в форме лучше слушаются педагогов и в целом лучше учатся. Однако это исследование до сих пор не принято научным миром, поскольку не соответствует «золотому стандарту» исследований. 

ПРОТИВ: Форма часто неудобна для ношения

Дети в начальной школе много двигаются, это необходимо для развития их нервной и опорно-двигательной систем. В строгой форме сложно сделать даже разминку без страха порвать брюки или зацепиться колготками за стул. Просто сидеть минимум по шесть часов в день бывает непросто: расслабиться в пиджаке не получается, а рубашка с галстуком постоянно сдавливают шею. 

И здесь встаёт вопрос о том, что в приоритете у учителей и родителей: свобода выбора маленького человека или необходимый порядок, соблюдение требований. Тенденции последних лет диктуют важность внутренней свободы с самого детства. Психологи считают, что эта самая свобода формируется из того, прислушиваются ли к мнению ребёнка в семье и школе, принимают ли плохое настроение или требуют быть всегда послушным, примерным и «правильным».

Отсутствие выбора в детстве после приводит к неспособности человека отстаивать свою точку зрения, игнорировать мнение посторонних и прислушиваться к самому себе. Такая функция, как слышать себя, вообще со временем утрачивается, потому что в течение одиннадцати лет учёбы ребёнок постоянно выполняет только то, что ему говорят. 


Осознание себя частью коллектива


реклама

ЗА: Развивается сплочённость коллектива

Задач в школе бывает много, часть из них индивидуальные, другие требуют взаимодействия со сверстниками. Умение работать в команде ещё много раз в жизни пригодится ребёнку, а школьная форма — один из механических приёмов, который помогает ребёнку делить людей на своих и чужих, осознавать себя частью небольшого общества.

У каждой школы свои отличительные особенности в одежде: цвет, фасон или нашивка с номером учреждения. С их помощью дети с лёгкостью находят «своих» на городских соревнованиях, олимпиадах и просто на улицах. А ещё школа, в которой есть форма, выглядит престижнее остальных. 

ПРОТИВ: Дети и подростки не хотят носить школьную одежду

Форма не нравится многим детям, они считают её однообразной и скучной. И даже незначительные различия не могут это однообразие исправить. Учёные из университетов Огайо и Пенсильвании выяснили, что дети, которые должны были носить школьную форму, часто не чувствовали никакой социальной принадлежности и не устанавливали близких отношений с одноклассниками и учителями. 

Дети, которые носили форму, с такой же вероятностью, как и другие дети, страдали от эмоциональных проблем. У обоих групп испытуемых были схожие показатели депрессии, одинаковые уровни агрессии и примерно один и тот же уровень социальных навыков. При этом важно, что дети, которые носили форму, говорили о меньшей социальной принадлежности к группе, чем школьники со свободным стилем в одежду. 


Развитие индивидуальности

ЗА: Школьный дресс-код формирует хороший вкус и табуирует отклонения от статуса

Многие взрослые предпочитают деловой стиль, который не шокирует окружающих. А первые шаги в создании официального образа дети делают именно в учебном учреждении. Школьная форма помогает обращаться к предпочтительному в обществе способу одеваться, дети в форме выглядят гораздо аккуратнее и опрятнее. При этом у школьников остаются выходные, когда они могут выглядеть ярко и стильно. 

ПРОТИВ: Обязательная форма убивает проявления индивидуальности

Большинство школьников проводит на учёбе так много времени, что на прогулки времени не остаётся. А из выходных есть только воскресенье, когда надо срочно сделать домашнее задание на понедельник. Поэтому ребёнок выбирает одежду самостоятельно крайне редко, и этого опыта ему не хватает в будущем. Многие дети и подростки чувствуют потребность в самовыражении через внешний вид, а без возможности продемонстрировать свою индивидуальность они перестают чувствовать себя собой. 

реклама

Отсюда эксперименты с внешностью в подростковом возрасте, которые нередко пугают родителей. Тут и экстремально короткая длина волос, и яркие окрашивания, и татуировки с пирсингом. Обычно люди, которые постоянно экспериментируют с внешним видом, говорят, что в детстве и юности не имели такой возможности, и теперь «отрываются».

«Хотя униформа должна создавать чувство общности, она может иметь противоположный эффект. Мода — это один из способов самовыражения учеников, и это может быть важной частью школьного опыта. Когда ученики не могут показать свою индивидуальность, они могут не чувствовать себя такими, какими они есть», — рассказал доцент кафедры гуманитарных наук в Университете штата Огайо Арья Ансари


Стоимость формы


ЗА: Это дешевле 

Купить несколько комплектов школьной формы выйдет дешевле, чем целый шкаф с модной одеждой. К тому же этим родители на целый год закрывают вопросы о том, что надеть и с чем это носить: всё в школьном комплекте сочетается. 

ПРОТИВ: Повседневная одежда всё равно нужна

Одежду для прогулок, кружков и секций всё равно придётся покупать, и в итоге родителям придётся заплатить за новый гардероб гораздо больше. Школьную форму многие дети носят неаккуратно, поэтому одним-двумя комплектами не обойдёшься. К тому же сшить одежду из качественных материалов может обойтись дороже нескольких повседневных образов, а дешёвая форма может быстро растянуться и покрыться катышками. 


Закон о школьной форме

реклама

В 2022 году министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал, что ведомство планирует внедрить школьную форму, которая, однако, не будет единой: каждая школа будет самостоятельно определять её внешний вид. Глава комитета по образованию Ольга Казакова объяснила, зачем выдвинута такая инициатива: «Школьная форма организует и дисциплинирует, поэтому детям важно её носить».

Требование школы о форме вполне правомерно и закреплено в законе об образовании. Однако для этого организация должна принять соответствующий локальный акт, в котором прописывают вид, цвет, фасон одежды и правила её ношения. У каждой школы эти требования будут свои. 

Зачастую локальными актами школы прописывают форма для начальной школы, либо просто описывают требуемый дресс-код. Иногда решение об обязательной школьной форме делегируют родителям конкретных классов.

Могут ли ребёнка не пустить в школу или вообще исключить, если он придёт без формы? Исключить ученика по этой причине нельзя, но на урок могут не пустить. Если школа приняла решение о введении школьной формы без учёта мнения родителей и учеников, то можно попытаться оспорить решение руководства. Для этого надо задокументировать претензию и сообщить об этом в администрацию школы. 

Выводы 

1. Чем младше класс, тем актуальнее единая школьная форма, она поможет сгладить социальные различия и сфокусироваться на учёбе.

2. Если школа требует носить форму, то ребёнок обязан это делать. 

3. Школьная форма не решает вопросы социального неравенства и разрозненности коллектива, однако в школах с деловым дресс-кодом дети лучше слушают учителей и меньше отвлекаются. 

4. Не пожалейте средств на стильную и красивую форму, так дети смогут выразить себя коллективно на фоне других сверстников, осознают себя частью общности, а носить её можно будет не только в школе.

5. Старайтесь соблюсти установленные школой, учителем или родительским собранием требования к школьной одежде, это позволит избежать ненужных упрёков в адрес ребёнка и вас.

6. Спор о школьной форме нельзя решить без результатов научных исследований, но их проводят слишком мало для достаточного обоснования любой из позиций. Тем не менее, на любой аргумент теперь вы найдёте контраргумент.

Читайте также

Комментарии

Загрузка комментариев...