Что хуже, пожизненное или смертная казнь: Председатель КС РФ В. Зорькин рассуждает о наказании


11:16, 29  декабря  2021

Дискутируя с абстрактным собеседником, Зорькин делает вывод о том, что пожизненное лишение свободы всё-таки гуманней, чем лишение жизни преступника.

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в своей книге "Конституционное правосудие: процедура и смысл" приводит подробное рассуждение на тему смертной казни, как юридического института наказания в России и мире.

В книге приводится сравнение тяжести смертной казни и пожизненного заключения: "...лишаясь внешней свободы до конца своих дней, осужденный взамен сохраняет право на жизнь, которая в отличие от смерти предполагает наличие будущего у человека, а, следовательно, и неких перспектив (в том числе и на возможность освобождения), альтернатив, выбора, то есть сама по себе есть уже известная степень свободы, отличная от нуля...". 

Дискутируя с абстрактным собеседником, Зорькин делает вывод о том, что пожизненное лишение свободы всё-таки гуманней, чем лишение жизни преступника.

"Возможно, кто-то посчитает, что «хрен редьки не слаще» и неизвестно, что хуже – отправиться, так сказать, ad patres или вечно влачить жалкую жизнь за решеткой... Что касается дилеммы – «что лучше – жить или умереть?», то тем, кто не задается этим вопросом в гамлетовском смысле, ответ на него, как правило, очевиден. Думаю, что здесь замена одного права на другое, как минимум, равноценна", - пишет автор. 
реклама

По Зорькину первым пример наивысшей ценности человеческой жизни должно подать государство, отменяя и запрещая такое наказание, как смертная казнь.

"...кто, как не государство, исходя из принципа гуманизма в условиях уверенного в себе правопорядка, может первым подать пример абсолютного почтения к человеческой жизни? Ведь таким способом, как убийство себе подобных, крайне трудно убедить сограждан, что убивать нехорошо", - приводится довод в книге. 

Зорькин осознаёт всю сложность проблемы, ссылаясь на неоднородность массового сознания населения России, в том числе многонародность и многорелигиозность.

Председатель Конституционного суда в книге делает вывод о потенциально возможном возврате института смертной казни в России, однако считает такой исход маловероятным.

Читайте также

Комментарии

Загрузка комментариев...