Солнечный ветер значительно ослабел: Грозит ли Земле глобальное похолодание

10:45, 1  декабря  2021
Институт космических исследований Российской академии наук выяснил, что интенсивность солнечного ветра заметно снизилась
Солнечный ветер значительно ослабел: Грозит ли Земле глобальное похолодание

Институт космических исследований Российской академии наук проанализировал параметры солнечного ветра на протяжении четырех солнечных циклов (с 21 по 24) и выяснил, что интенсивность солнечного ветра заметно снизилась. Результатыисследованияопубликованыв Journal of Geophysical Research: Space Physics.

Ученые выяснили, что за последние 20 лет сила солнечного ветра снизилась в 1,5 раза. По мнению специалистов, данная ситуация не очень хорошая и напоминает период Маундеровского минимума (17-18 век), когда замерзал пролив между Европой и Малой Азией Босфор, а также река Темза (Англия).

Напомним, что солнечная активность – это целый комплекс явлений и процессов, которые связаны с образованием и распадом в солнечной атмосфере сильных магнитных полей.

В конце 2020 года начался новый 25 цикл солнечной активности, а сейчас мы находимся в фазе ее подъема. Но уже на протяжении пары десятилетий астрономы активно обсуждают уменьшение активности нашей звезды, которое фиксируют, в том числе по количеству солнечных пятен.

Солнечные пятна представляют собой области на поверхности Солнца, которые темнее окружающей их фотосферы, так как в них сильное магнитное поле подавляет конвекцию плазмы и снижает её температуру примерно на 2000 градусов. Следовательно, уменьшение количества этих пятен связывают со снижением солнечной активности.

Снижение солнечной активности отразилось на частоте и силе магнитных бурь, которые упали в несколько раз по сравнению со второй половиной прошлого века. То, что проявляется на Земле, называют эффектами «космической погоды», а главную роль в этом играет именно солнечный ветер, представляющий собой поток плазмы солнечной короны, в которых входят электроны, протоны и другие частицы, которые переносят возмущения от Солнца к Земле.

Некоторые показатели упали очень сильно. Например, относительное содержание ионов гелия упало в 1,5 раза. Примесь гелия и более тяжёлых ионов в солнечном ветре (на 96% состоящем из протонов) определяется базовыми процессами нагрева короны Солнца.

Вариация ионного состава говорит о том, что снижение солнечной активности — это не просто уменьшение числа солнечных вспышек, но и существенное изменение общего состояния короны. Такой вывод требует пересмотра наших представлений о физике формирования солнечного ветра.

История показывает, что подобные ситуации уже были на Земле, но всегда они сопровождались существенным похолоданием.