Единый коммунальный платёж предлагает ввести в России Герман Греф: письмо в Правительстве, повод - собираемость платы за вывоз ТКО


07:05, 10  октября  2020
Глава Сбербанка выступил с инициативой включения платы за вывоз ТКО (твердые коммунальные расходы)
в единый счёт (платёжный документ) за услуги ЖКХ
Единый коммунальный платёж предлагает ввести в России Герман Греф: письмо в Правительстве, повод - собираемость платы за вывоз ТКО
Герман Греф (глава Сбербанка России) выступил с инициативой включения платы за вывоз ТКО (твердые коммунальные расходы)
в единый счёт (платёжный документ) за услуги ЖКХ с тем, чтобы увеличить собираемость платежей.

Соответствующее обращение направлено в адрес главы кабинета министров Михаила Мишустина, а просьба в изменении федерального законодательства и подзаконных актов - Минстрою, Минприроды и Минфину.

Письмо направлено в Правительство РФ во вторник, 6 октября (есть в распоряжении РБК). Пресс-служба Правительства подтвердила наличие документа, который находится в стадии обработки, Сбер - воздержался от комментариев.

Минприроды инициативу Грефа поддержало: «Мы поддерживаем инициативу Грефа по внесению платежа за мусор в единую квитанцию вместе с другими жилищно-коммунальными услугами. Сейчас в пилотных регионах по поручению министра [Дмитрия Кобылкина] хотим провести такой эксперимент».

Единая платёжка за услуги ЖКХ: так Греф предлагает увеличить собираемость платежей.


За время пандемии существенно увеличилась кредиторская задолженность населения по оплате услуг за вывозку ТКО:в первом полугодии долги физических лиц выросли на 2,8 % до 40,1 млрд. рублей. Объединённый народный фонд приводит данные, согласно которых собираемость платежей за первые 5 месяцев 2020 года составила 79 % от плановой, 4 из 5 операторов по обращению твёрдых отходов имели кассовые дефициты средств. "Российский экологический оператор" сообщает, что 9 операторов находились на грани остановки деятельности.

По мнению Германа Грефа в России необходимо вводить единый лицевой счёт, который должен присваиваться конкретному помещению в единой государственной информационной системе ЕГИС ЖКХ.
реклама


Помимо этого предлагается установить административную ответственность за правонарушения, связанные с прозрачностью данных относительно сведений об объёме предоставляемых коммунальных услуг, плате за них и иные аналогичные правонарушения.


Греф пишет: «Указанные меры позволят плательщикам вносить все платежи за жилищно-коммунальные услуги одновременно даже при отсутствии некоторых платежных документов и повысят собираемость»

По сути предложение главы Сбербанка сводится к введение единого коммунального платежа, который будет уплачиваться гражданами на один лицевой счёт, а оттуда уже будет распределяться между различными поставщиками коммунальных услуг.

В России в настоящее время есть похожий подход к уплате налогов. С 2022 года в стране вводится институт единого налогового платежа, когда налогоплательщик всё налоги уплачивает одной платёжкой, а впоследствии уже ФНС РФ распределяет всю сумму между бюджетами различных уровней и различными налогами.

Почему Сбербанк выступил с инициативой? 


У Сбербанка вполне коммерческий интерес, одним из перспективных направлений кредитования банк рассматривает финансирование инвестиционных проектов обращения с твёрдыми коммунальными расходами.

В письме Греф пишет, что Сбербанк «содействует созданию устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами», одобрено финансирование 5 проектов по возведению комплексов переработки ТКО общей стоимостью в 14 млрд рублей.
реклама


Греф полагает, что включение платежей за вывоз ТКО в единый счёт на оплату услуг ЖКХ повысит инвестиционную привлекательность отрасли и позволит направлять на проекты переработки отходов большие инвестиции, что позволит решить экологические проблемы с накопленным мусором.

Помимо инвестиционных проектов Сбербанк может получить дополнительные деньги от увеличения собираемости платежей за услуги ЖКХ и ТКО.

Проблема шире - в России нужно вводить "единый коммунальный платёж".

Ситуации с платежами за коммунальные услуги в России всё больше напоминает рваное лоскутное одеяло.

Ресурсоснабжающим организациям в России предоставили право на заключение с потребителями услуг (граждане и юридические лица) прямых договоров, минуя управляющие компании. В результате многие граждане получают отдельные счета на тепло, горячую воду, электроэнергию, холодную воду, услуги управляющих компаний, платёжки за вывоз ТКО, газ.

С введением платы за капитальный ремонт домов прибавились ещё и эти платёжки.

Потребители коммунальных услуг вынуждены заполнять ежемесячно по 5-6 платёжных документов, а те, кто не имеет возможность платить по безналу (например пенсионеры, или лица, в отношении которых возбуждены исполнительные производства) тратят на оплату услуг ЖКЗ зачастую половину своих выходных.

Субъекты, испытывающие недостаток средств для оплаты всех счетов, вынуждены лавировать между поставщиками, сокращая задолженность за отдельные коммунальные услуги, и наращивая её - за другие.
реклама


В этой ситуации в наиболее уязвимой позиции находятся службы, которые не могут напрямую воздействовать на неплательщиков (например, отключением от снабжения услугой). В первую очередь, это операторы по вывозу ТКО и фонды капитального ремонта жилых домов.

Поставщики коммунальных услуг организуют службы работы с дебиторской задолженностью и расширяют юридические отделы, которые соревнуются между собой в вопросах "выжимания" платы за услуги с должников.

Всё это приводит к возникновению в масштабах страны больших непроизводительных издержек и к перекосам в планировании платежей, кассовым разрывам и дополнительным убыткам.

Введение единого коммунального платежа, который будет распределяться между всеми поставщиками коммунальных услуг - единственно возможное решение проблемы. Однако, тогда необходим единый оператор, который по заранее описанным правилам будет распределять поступающие средства между всеми поставщиками услуг.

Ввести "единый коммунальный платёж" будет непросто. 


Поначалу всё так и задумывалось: управляющие компании должны были выступать промежуточным звеном между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками. Однако, эта система не прижилась.

Многие из Ук попросту оказались вороватыми, часть собранных средств присваивалась и исчезала. Другие У не выжили, поскольку не могли собрать средств с граждан, но были глубоко должны ресурсным поставщикам и вынуждены были обанкротиться.
реклама


Прибавьте к этому ещё и то, что управляющие компании не являлись операторами по распределению паты собранной с жильцов в чистом виде, они и сами оказывали услуги,например по уборке подъездов, придомовых территорий, ремонту коммуникаций, иные услуги, и в первую очередь задумывались о финансировании именно этих расходов.

Введение единого оператора, который распределяет между поставщиками коммунальных услуг единый коммунальный платёж ставит вопрос о том, как и кем будет финансироваться взыскание задолженности с граждан.

Вводить единую юридическую службы по взысканию долгов - очень непростой и ответственный шаг, по сути это утопия, роскошь недоступная нашим управленческим системам и подсистемам. 

Так или иначе, на это придётся пойти, по другому добиться собираемости коммунальных платежей в России - не удастся. 

Читайте также

Комментарии

Загрузка комментариев...