Федеральным законом от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ВВОДЯТСЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСЧЁТА ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПО ОСАГО.

Формула расчёта ОСАГО по новому законодательству: Страховые тарифы ОСАГО рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. 

Как устанавливаются базовые ставки страховых тарифов? 

Сначала устанавливаются предельные значения базовых ставок (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях). Они устанавливаются Банков России в зависимости от:
- технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства;
собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо);
назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси)

Таким образом, Банк России ограждает страховой рынок от крайних ценовых политик страховых компаний. С одной стороны, не позволяет страховым компаниям демпинговать. С другой стороны, не позволяет необоснованно завышать цены, получая несправедливо высокую премию от водителей и владельцев автомобилей.

Затем, страховые компании в рамках базовых ставок, установленных ЦБ РФ, утверждают базовые ставки (в рублях) Указанные базовые ставки могут устанавливаться страховыми компаниями в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:

а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения (1) или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц (2), либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (3) или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия (4), участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:

водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, - в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;

страхователю по заключаемому договору обязательного страхования - в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;

б) неоднократное в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования, привлечение лиц к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час или за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения (за исключением случаев фиксации данных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, а также случаев, если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящей статьи);

в) наличие в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему в случае, если страхователем является юридическое лицо;

г) иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

Базовые тарифы, умножаются на коэффициенты страховых взносов.

Как устанавливаются коэффициенты страховых тарифов?

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются Банком России в зависимости от:

а) Региона эксплуатации транспортных средств: территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения;

б) Аварийной истории водителя: количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам наступления гражданской ответственности;

в) Технических характеристик транспортных средств;

г) Отсутствия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а при наличии такого условия - характеристик (навыков) допущенных к управлению транспортным средством водителей (стажа управления транспортными средствами, соответствующими по категории транспортному средству, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, возраста водителя);

д) срока действия договора обязательного страхования, сезонного и иного временного использования транспортного средства;

е) иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

Законом предусмотрены дополнительные условия установления ставок страховых взносов.

 Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать максимальное значение базовой ставки страховых тарифов, установленное Банком России для соответствующего транспортного средства, скорректированное с учетом коэффициентов страховых тарифов

- страховые компании обязаны публиковать на своих сайтах калькуляторы, обеспечивающие возможность расчета страхователем страховой премии по договору обязательного страхования, а также размещают информацию о факторах, применяемых ими при установлении значений базовых ставок страховых тарифов.

Банк России устанавливает перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов, а также осуществляет контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования

УКАЗАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ БАЗОВЫХ СТАВОК, УСТАНОВЛЕНИЮ БАЗОВЫХ СТАВОК, А ТАК ЖЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ ПО ИСТЕЧЕНИИ 90 ДНЕЙ С МОМЕНТА ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.