Аллергия, астма, заикание: детская психосоматика как причина болезней


07:30, 29  февраля  2020
Рассказываем об основных причинах детской психосоматики
Аллергия, астма, заикание: детская психосоматика как причина болезней

Психосоматика – это наука, изучающая воздействие психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний [1]. На сегодняшний день известно огромное количество болезней, которые могут быть вызваны психологической реакцией на ситуацию: гипертония, кожные заболевания, психогении типа слепоты или рвоты, неприятные ощущения в сердце, астма, язвенный колит, мигрень, колики и т.д. Получены даже данные на животных, что стресс способен приводить к повышению подверженности онкологическим заболеваниям.

Основной причиной психосоматических заболеваний на сегодняшний день считается стресс [2].

Стресс – это приспособительная реакция организма, которая способствует выживанию в животном мире. Стресс заставляет наши мышцы напрягаться в случае опасности, при этом в кровь выделяются различные гормоны, которые заставляют учащаться наше дыхание, а сердце биться быстрее. Он также заставляет по-иному работать наш мозг, например, усиливает процессы запоминания, чтобы мы могли запечатлеть правильный способ поведения, когда избегаем опасности.

Таким образом, стресс помогает нам мобилизовать весь наш организм и как бы бросить все силы на спасение, а затем перейти к заслуженному отдыху и восстановлению. Проблема, однако, возникает тогда, когда стресс становиться хроническим, когда организм лишается возможности для отдыха и в итоге постоянно находится в напряжении, подвергаясь истощению. 

Именно это и происходит в современном мире, где нас везде и всюду поджидают стрессы в виде ограниченных сроков выполнения задания, очередных проверок, печальных мыслей о будущем и т.д. В итоге хронический стресс, либо пытается найти для себя обходной путь в виде панических атак, например, либо, в конце концов, разрушает организм, проявляясь в том или ином заболевании.

Основное различие между взрослым человеком и ребенком, в том, что взрослый имеет намного больше вариантов того, как он может справиться со стрессом, да и те же самые стрессорные ситуации чаще кажутся ему менее значимыми, ведь взрослый имеет большую опору в мире и знает, что он может справиться с проблемой, и, например, девушка может просто уйти от бьющего ее мужа, в то время, как ребенок ничего не способен сделать с дерущимися родителями. И здесь мы тесно подходим к двум особенностям детского стресса и психосоматики.

реклама

1. Отсутствии высокоорганизованных форм совладания со стрессом. В течении всей жизни, мы, по сути, учимся справляться со стрессами, становимся самостоятельными и приобретаем возможность брать на себя ответственность и решать проблемы. И сюда относятся не только какие-то профессиональные навыки, но и способность понимать свои эмоции, владеть ими и правильно их выражать.

Ребенок же не обладает такими качествами просто в виду отсутствия опыта, а также концентрации на текущем моменте, поэтому любое простейшее событие по типу драки с кем-то для него может выступает как обрушение всего мира. А если родители были эмоционально холодны и нечувствительны к ребенку, то он еще и не научился выражать свои эмоции, так как не видел их отражение в родителях. К этому добавляется еще и сам по себе не окрепший организм.

В итоге стресс, в случае с детьми, скорее и чаще будет находить выражение в соматической сфере и в целом плохо влиять на иммунитет и здоровье ребенка.

2. Важность семейного контекста. Для ребенка первейшим фактором стресса, конечно, является его семья. Так, Элис Грехем исследовательница из Университета здравоохранения и науки продемонстрировала это в эксперименте. Она попросила матерей заполнить опросники, по поводу частоты домашних ссор. Затем проверила активность мозга детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев с помощьюМРТ. 

На детей надели наушники и когда они спали, проигрывали набор бессмысленных фраз, записанных нейтральными и злыми голосами. В итоге, дети, чьи родители часто выясняли отношения, при звуке злого голоса показывали более сильную нейробиологическую реакцию в тех участках мозга, которые связаны с обработкой стресса и эмоций.

Проблема здесь в том, что в отличии от взрослого человека, который может просто отстраниться от орущих родственников, для ребенка это ситуация жизни и смерти, где он должен сделать хоть что-то, но не может. В итоге напряжение, направленное на какое-то действие по предотвращению ссоры родителей, не находит выхода в действии и перерастает болезнь. Чаще такая болезнь может еще и подкрепляться со стороны родителей если ради нее они откладывают свою ссору, например, прекращают кричать и бегут к ребенку, когда тот падает в обморок или покрывается пятнами.

Такая же реакция у ребенка может быть на любую дисфункцию в семье. Например, недуг ребенка может сплачивать родителей, которые уже давно охладели друг к другу и собираются развестись.

реклама

Из этих особенностей вытекают и два основных направления работы с детской психосоматикой.

1. Формирование способов реализации текущего напряжения. Если работа со взрослыми чаще всего предполагает катарсис путем поиска ранних психотравм, то в случае с детьми, какие-то глубинные психотравмы просто не успевают образоваться и необходимо работать с тем напряжением, что есть здесь и сейчас. 

Для этого очень хорошо подходят различные проективные техники, техники гештальт-терапии и арт терапии. Ребенок научается сублимировать и проговаривать свои чувства, работая с психологом. Таким образом он обретает возможность совладания с собственным стрессом[3].

2. Работа с семейной системой. Активно в работе с детскими симптомами применяется семейная терапии. В ней такой ребенок понимается лишь как «идентифицированный пациент», в то время как истинная проблема лежит в системе семейных отношений, а чаще, в отношениях между супругами. 

Терапевт помогает им выделить проблемные паттерны поведения и изменить их. Часто после этого симптом у ребенка исчезает сам по себе, так как он просто перестает выполнять приписанную ему функцию [4].

реклама

А в качестве рекомендации родителям, которые заботятся о здоровье своих детей, можно предложить обратить внимание именно на взаимоотношения внутри семье, ведь в благополучной семье будет расти и здоровый ребенок.

Литература

1. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. — Пер. с нем. — Москва: ГЭОТАР Медицина, 1999 . — 376 с.

2. Роберт Сапольски - Почему у зебр не бывает язвы. СПб: Питер, 2019— 480 с.

3. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом: Навыки в гештальт-терапии — М, Институт Общегуматинарных Исследований, 2010 — 352с.

4. М.М. Кашапов Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

Автор: Геннадий Иванов, гипнотерапевт 

реклама

Группа ВК: https://vk.com/public35014516

Сайт: https://classicalhypnosis.ru/

Фото на главной: b17.ru

Читайте также

Комментарии

Загрузка комментариев...