Правда о Иване Сусанине

Модератор: _Red_

Правда о Иване Сусанине

Сообщение Сельский рационализатор Пн мар 30, 2009 18:45

Изображение
Имя Ивана Сусанина давно стало нарицательным. И в анекдоты его, и в байки, и просто так... :( А ведь герой! Хочу в годовщину его подвига как-то восстановить историческую справедливость:
Сегодня Россия вспоминает одного из своих главных народных героев. Именно 30 марта 1613 года, как утверждает ряд исторических источников, крестьянин Иван Сусанин, житель Костромского уезда, погиб от рук польских интервентов, спасая новоизбранного царя Михаила Романова.Может быть, не все помнят эту дату, занесенную в календари памятных событий. Зато хорошо известен самоотверженный поступок Сусанина. Подвиг попал в школьные учебники, а оттуда – в фольклор. Строки из поэмы Кондратия Рылеева «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!» – Сусанину с сердцем вскричали враги» многократно переделывались на шутливый лад. Фамилия Сусанина стала нарицательной, что, впрочем, нисколько не умаляет его достоинства гражданина и героя. Не исключено, что именно фольклорный оттенок предания о подвиге Ивана Сусанина сделал его народным любимцем, почти сказочным персонажем.В советское время смысл подвига отважного крестьянина преподносился односторонне, не слишком упирая на «царскую» составляющую событий. Враги выбрали Сусанина своим проводником по незнакомой местности, а он возьми и заведи их в лесную глухомань. Разъяренные захватчики зверски убили старика, но и сами как будто сгинули в чащобе…
Дополним это краткое описание. Смутное время. Москва занята поляками. Пока Михаил Федорович Романов, двоюродный племянник последнего царя из династии Рюриковичей – Федора Иоанновича, скрывался под Костромой, поляки хотели посадить на престол сына их короля Сигизмунда III. Польский королевич Владислав видел в Михаиле реального соперника. Небольшой отряд литовцев и поляков отправился в родовую вотчину Романовых убить русского царя.
Крепостной крестьянин Иван Сусанин жил в принадлежавшем Романовым селе Домнино – там же находился вместе со своей матерью только что избранный на престол Михаил Федорович. Недалеко от села полякам встретились Сусанин и его зять Богдан Собинин. Поняв, что царю угрожает опасность, Сусанин отправил зятя предупредить государя и посоветовать ему укрыться в Ипатьевском монастыре. Сам же предложил полякам провести их укрытой от глаз лесной тропинкой, где отряд никто не заметит. Поверив старику, посланцы польского королевича углубились за ним в лес, еще полный снега. Порядком измотанные походом, они, по-видимому, заподозрили неладное, но было поздно: костромские леса славились своей густотой и непроходимостью. Рылеев описал эту сцену довольно красочно и эмоционально: «Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!»Сусанин, должно быть, признался, что выход из леса уже не найдет. Враги, как гласит предание, сперва его жестоко пытали, но старик не выдал место пребывания царя. Тогда озверевшие поляки будто бы порубили обрекшего их на верную гибель крестьянина на куски.
Свидетелей происшедшего нет: картина восстановлена со слов зятя Сусанина, который, представ перед царем, рассказал о поляках и своем тесте и уговорил спрятаться. Михаил Федорович по совету своей матери выдал Богдану Собинину особую грамоту – за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович… ведая про нас, терпя немерные пытки, про нас не сказал, и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти».
Это было первое и в то время единственное «официальное» упоминание Ивана Сусанина. Грамота несколько раз переписывалась для его потомков, но о самом герое до начала XIX века почти ничего известно не было. В его родной местности легенду о крепостном крестьянине, погубившем польский отряд, пересказывали на все лады, но спасителем царя не величали. И только когда историк Щекатов упомянул Сусанина в своем «Географическом словаре», а за ним подвиг описал и его коллега историк Сергей Глинка, «страна узнала своего героя».
Император Николай I рассказ о самоотверженном спасителе своего предка воспринял близко к сердцу. По его высочайшему повелению в Костроме в 1838 году поставили памятник Ивану Сусанину – «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина – спасении жизни новоизбранного русскою землею царя через пожертвование своей жизни – спасение православной веры и русского царства и чужеземного господства и порабощения». Воодушевленные поэты слагали о герое стихи, прозаики живописали его жизнь и славный подвиг. О нем даже написали две оперы, одна из которых – «Жизнь за царя» Михаила Глинки до сих пор идет на сценах оперных театров (при советской власти она была переименована в просто «Ивана Сусанина»)…
Тем не менее не все историки безоговорочно приняли легенду о Сусанине в качестве реального исторического события. Например, Николай Костомаров, не найдя архивных подтверждений тому, что основатель династии Романовых то время жил именно в родовом имении, а не в Ипатьевском монастыре, считал, что Сусанин – просто жертва смутного времени. Нет, дескать, и никаких подтверждений пребывания вблизи села и отряда польских интервентов. Другими словами, в отсутствие документов любая быль автоматически становится быличкой – правдоподобным мифом, но не более.
Костомаров, занимая, по сути, единственно верную для историка-архивиста позицию, к сожалению, не дожил до дней, когда в России стали придавать историческим документам большое значение и в государстве начали открываться географические общества. Тогда и нашлись дополнительные подтверждения рассказам о подвиге Ивана Сусанина. Стало доподлинно известно и его отчество – Осипович, которое раньше порой путали. Историческая справедливость не то что была восстановлена (в самоотверженном подвиге крепостного крестьянина мало кто сомневался), но обрела твердую документальную почву. Польско-литовский отряд на самом деле был в опасной близости от русского царя, и лишь христианское самопожертвование простого русского человека спасло Михаила Романова от возможной гибели.
Однако место упокоения Ивана Сусанина, как и место его гибели, продолжает вызывать споры среди историков. Прежде, на основе разысканий Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1896–1897 гг., считалось, что Сусанин был похоронен на погосте существовавшей в XVII веке деревянной шатровой Воскресенской церкви. В 2002 году начались раскопки на территории кладбища деревни Исупово – соседней с Домнино деревни, в районе которой, как предполагалось, и был убит Сусанин. Раскопки завершились в 2004 году. Среди фрагментов скелетов были найдены католические четырехконечные кресты и один восьмиконечный православный, сильно изрубленный. Возраст останков и сохранившихся рядом с ними предметов при исследовании был определен приблизительно в 400 лет. Археологи выдвинули версию, что православный крест принадлежал убитому поляками Ивану Сусанину, а католические – полякам и литовцам, которых он завел в болото. В ходе судебно-медицинских изысканий и сравнительного анализа ДНК с достоверно известными потомками удалось идентифицировать останки Ивана Осиповича. Правда, не все ученые сочли убедительными представленные доказательства.

Игорь Зайцев
  • 0

Недвижимость Кирова
Аватара пользователя
Сельский рационализатор
Старейшина
Цитата
 
Сообщения: 4860
Регистрация: Пн апр 28, 2008 12:08
Откуда: Омутнинск
Репутация: 0

Re: Правда о Иване Сусанине

Сообщение Сан Саныч Вт мар 31, 2009 10:50

Рац, а стоит ли вообще ворошить эту историю? Ведь таких вещей в России было немало: например уже доказано, что знаменитого боя у разъезда Дубосеково, где "храбро сражались" панфиловцы не было, да и много чего не было (некоторые "прогрессивные" историки вообще утверждают, что не было Ледового побоища и Куликовской битвы). Русскому человеку просто паталогически нужна "героическая" история. Так может пусть так оно и будет? ;)
  • 0

Аватара пользователя
Сан Саныч
Почетный житель
Цитата
 
Сообщения: 307
Регистрация: Вт дек 02, 2008 14:23
Откуда: с Вятки
Репутация: 0
Блог: Читать (1)



Re: Правда о Иване Сусанине

Сообщение Жизнь за царя. Вт фев 18, 2014 19:24

Советская система не предусматривала популяризации русских народных героев,а направляла рупоры пропоганды на возвеличивание культа личности,определив размеры портретов и памятников до сантиметров,в зависимости от значимости города и величины поселения помельче.Вплоть до деревушек,полустанков и пр. околотков.Ни одного посёлка без чучела Ленина и Сталина. Их портреты не висели только в отхожих местах. А если бы в Кирове в Доме Советов решили поставить на площади памятник настоящему герою войны генералу Карбышеву, то это узилище власти было бы расстреляно без суда и следствия в подвалах женского монастыря.И там же зарыто в общей яме.
Регистаны и Мурадели слагали былины про Ленина и Сталина,их исполняли по радио с утра до вечера краснознамённые ансамбли песни и пляски с народными хорами.

А вы говорите про Ивана Сусанина. Таких Сусаниных пруд пруди на Руси. А этх - раз, два и обчёлся, и больше нечего считать! Так-то, граждане-трудящие...
  • 0

Жильё. Продажа и Аренда
Жизнь за царя.

Цитата
 


Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите.
Смайлики
:D :) ;) :( :o :shock: :? 8-) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: *MUSIC* *BOO* *BYE* *ANGEL* *BEEE* *BOMB* *LOVE* *PINK* *DRINK* *MAMBA* *DIEMAN* *DANCE* *NEA* *UNKNOWN*
Еще смайлики…
   
----

Вернуться в Новости со всего мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron

Войти в город

забыли пароль?

Регистрация