ИЭФ: России грозит дефицит бензина уже к лету


15:50, 21  марта  2024
Уже летом в России может снова возникнуть дефицит бензина, считает эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
ИЭФ: России грозит дефицит бензина уже к лету

В начале 2024 года российская нефтеперерабатывающая отрасль столкнулась с серьезными трудностями из-за санкций и участившихся атак беспилотников, что затрудняет ремонт оборудования и увеличивает риск повреждений. Заместитель главы экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Сергей Кондратьев в своей колонке для Forbes предупредил, что уже к лету России угрожает дефицит бензина.

Общая мощность российских НПЗ составляет 340 млн тонн. Россия занимает одно из лидирующих мест в мире после США и Китая. В прошлом году объем переработки достиг 275 млн тонн. При этом на внутренний рынок поставляется 86-90% производимого бензина, 80-85% авиакеросина и 50-60% дизтоплива.

реклама

Страна также является одним из крупнейших мировых поставщиков бензина и дизельного топлива. Однако текущие трудности могут прервать успешный экспортный тренд последних лет, считает эксперт.

Большая часть оборудования для НПЗ была приобретена из-за рубежа еще в советские времена. Несмотря на начавшееся сокращение зависимости от иностранного оборудования в 2010-х, его доля по-прежнему велика, составляя более половины всех комплектующих.

Проблемы с ремонтом и модернизацией заводов из-за этой зависимости усугубляются, а возможные решения, такие как обратный инжиниринг для создания аналогов западных устройств, потребуют значительного времени. Кроме того, параллельный импорт затруднен необходимостью в нетиповых и редких комплектующих.

Нижегородский нефтеперерабатывающий завод «Лукойл» столкнулся с трудностями в ремонте установки каталитического крекинга из-за отсутствия необходимого компрессора. Работы планировалось завершить до конца марта, однако неясно, удалось ли обеспечить нужное оборудование.

реклама

К тому же, атаки беспилотников нарушили работу четырех установок по первичной переработке нефти на трех заводах, что привело к сокращению объемов переработки на 8,2% от общероссийского показателя. Это существенно влияет на производство всех видов нефтепродуктов. Возможное решение – перераспределение продукции после первичной переработки между заводами, что потребует решения логистических задач, особенно в условиях перегруженности железнодорожного транспорта.

Ситуацию могла бы улучшить координация действий между НПЗ, Министерством энергетики и крупными потребителями. Однако риск новых аварий и атак делает перспективы неопределенными, заключает Кондратьев.

Читайте также

Комментарии

Загрузка комментариев...