Законопроект о реформе системы обязательного медицинского страхования вот-вот внесут в Государственную Думу Федерального собрания РФ.

Ожидаются масштабные, даже революционные изменения в системе финансирования всей системы отечественного здравоохранения, которые выразились в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». 

Одним из разработчиков законопроекта
(поговаривают - основным) является Фонд обязательного медицинского страхования. В чём состоят ключевые изменения

Федеральные медицинские организации будут финансироваться напрямую из Фонда ОМС, минуя страховые компании (без их участия в схеме финансирования). 


Напомним, в настоящее время система финансирования медицинских организаций состоит из 3 субъектов: медицинская организация (1), - конечный получатель средств фонда, Фонд ОСМ (2) -  финансовый институт, аккумулировавший средства для финансирования медицинских организаций, и страховая компания (3), которая фиксирует качество и действительность оказания услуг, фактически подтверждая и санкционируя финансирование медицинской организации из Фонда ОМС.

Основная идея законопроекта: исключение страховщиков их схемы финансирования медицинских организаций.

Если законопроект будет принят, то роль страховщика возьмёт на себя Фонд, то есть будет контролировать объём и качество медицинской помощи, предъявлять требования медицинской организации в интересах застрахованного и т.д.

Получается, что Фонд ОМС должен будет совершать  две группы функций прямо противоречащие друг другу:
- стремиться сэкономить и заплатить медицинской организации по минимуму;
- представлять интересы клиента относительно объёма и качества оказываемых ему медицинских услуг.

Не чувствуйте противоречия? Если услуги качественные и оказаны в необходимом объёме - они будут стоить дороже некачественных и оказанных в недостаточном объёме. При этом, Фонд заинтересован сэкономить, потому что он отдаёт мед. организациям "свои" деньги. Почему бы не сэкономить в условиях дефицита бюджета?

В деятельности Фонда будет заложен конфликт двух основных целей (групп задач):
- экономно решить все вопросы здравоохранения в рамках финансирования медицинских организаций;
- обеспечить интересы пациентов в качественных и своевременных медицинских услугах, оказываемых в надлежащем объёме;

Угадайте, что победит, желание сэкономить или реально вылечить людей? Не правда ли, вопрос риторический.

О какой защите интересов пациентов можно будет вести речь, в случае принятия законопроекта?

Если Федеральная клиника в любом случае получит от Фонда ОМС ровно столько, сколько он её согласится дать, зачем тратить силы и энергию, борясь за здоровье пациента?

Кулуарное нормотворчество приведёт к распределительной системе финансирования


Вбросы о ненужности и даже вредности страховщиков в модели финансирования медицинских организаций совершались неоднократно и даже с трибуны Государственной Думы РФ.

Почему-то сама идея законопроекта не получила широкого обсуждения, в том числе с экспертным сообществом.

Фактически, система меняется на сугубо распределительную модель без учёта эффективности деятельности медицинского организации в излечении пациентов.

Необходимо будет готовиться к тому, что финансирование федеральных лечебниц и больниц будет фактически производиться по некоей "смете". Вот и лечение больные скорее всего будет получать в пределах указанной сметы.

Обратите внимание, насколько коррупционной является эта модель. Пациенты не перестанут хотеть излечиваться и в условиях упавшего качества медицинских услуг охотно примутся доплачивать в карман медработников.

Хорошо, что региональные и муниципальные медицинские организации пока останутся на старой системе финансирования.