детское питание должно формировать необходимое пищевое поведение ребёнка, которое будет сохраняться в течение всей жизни
20 марта 2020 года Главный государственный санитарный врач РФ утвердил Методическое рекомендации МР 2.3.0167-20. 2.3. "Гигиена. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях". (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.03.2020).
Документ стал доступен недавно, поскольку длительное время не регистрировался в Минюсте за ненадобностью (в связи с введёнными ограничениями в работе школ и летними каникулами)
В указанном документе актуализируется важность сбалансированного питания школьников и устанавливаются общие требования к мониторингу питания учащихся.
Что должно обеспечивать здоровее детское питание?
- устойчивость организма детей к воздействию неблагоприятной внешней среды;
- формирование необходимого пищевого поведения ребёнка, которое будет сохраняться в течение всей жизни;
- профилактику алиментарно-зависимых заболеваний: ожирения, сахарного диабета, остеопороза, болезней органов пищеварения и патологии сердечно-сосудистой системы.
Подчёркивается, что в последнее время растёт и является высокой распространенность алиментарно-зависимых заболеваний среди детей. "Заболевания, связанные с нарушениями в питании, имеют 21,1% детей 3 - 6 лет, 24,7% детей 7 - 11 лет и 30,4% детей 12 - 13 лет".
Что будут проверять в ходе мониторинга детского питания?
А) Соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма человека в макро- (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);
реклама
Б) Н
аличие в составе рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров (включая трансизомеры жирных кислот), простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;
В) Обеспечение рациона здорового питания максимально разнообразным питанием с оптимальным его режимом;
Г) Применение технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающей сохранность их исходной пищевой ценности
Д) Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов;
Е) Исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий;
Ж) Наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
реклама
И) Соблюдение иных требований, предусмотренных нормативной базой РФ применительно к питанию школьников в образовательных организациях;
В чём состоят задачи мониторинга?
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
- оценивается организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват обучающихся питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);
- анализируется меню школьной столовой по показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;
- оцениваются основных параметров здоровья, антропометрических характеристик обучающихся;
- устанавливается качество и удовлетворенность питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;
- выявляется частота потребления отдельных продуктов детьми путем опроса обучающихся и их родителей (оценка питания частотным методом в организованных коллективах и дома).
Как будут выбираться образовательные организации для мониторинга?
Выборку будет формировать ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора на основании реестра всех общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации и доводится до сведения и исполнения управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, выборка будет производиться в центре (в Москве) и доводиться до подразделений Роспотребнадзора на местах.
реклама
В каждом Субъекте Федерации
должно быть отобрано не менее 100 организаций для оценки организации питания в общеобразовательной организации и для опроса детей и родителей по питанию.
Кто будет проводить мониторинг питания?
Управление Роспотребнадзора в каждом Субъекте Федерации формировать коллектив исследователей из числа
сотрудников управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, сотрудников организаций, подведомственных Роспотребнадзору (ФБУЗ, ФБУН, НИО), или вузов.
Указанные исследователи пройдут обучение для участия в мониторинге.
Как будет отбирать наблюдаемых в ходе мониторинга детей (школьников)?
Обследованию будут обучающихся 3 возрастных групп: 2-й класс (7 - 8 лет), 5-й класс (10 - 11 лет), 10-й класс (15 - 16 лет). Предварительно из утвержденного списка образовательных организаций осуществляется подвыборка школ (расчет на 1-ю, 2-ю, 3-ю). В первой школе обследованию подлежат обучающиеся 2-х классов, во второй - 5-х и третьей - 10-х.
реклама
"...При наличии нескольких классов в параллели выбирается один класс методом случайной выборки. Если в школе только один класс нужной возрастной группы, то обследование проводится в нем. Обследуется весь класс. Если в школе отсутствует нужный класс, заполняется только анкета по организации питания; опрос обучающихся с родителями не проводят...".
Опрос обучающихся всех возрастных групп будет проводиться вместе с их родителями.
Сроки проведения мониторинга.
Будут собирать данные за текущий учебный год, при этом планируется сбор данных в сжатые сроки - 4 недели.
Оценка питания будет осуществляться ежегодно.
Основные формы проведения мониторинга.
- Анализ меню общеобразовательной организации с расчетом пищевой ценности и калорийности рациона, а также частоты встречаемости отдельных блюд в циклическом меню. При проведении этого анализа необходимо обратить особое внимание на соответствие энергетической ценности меню содержанию основных пищевых веществ в среднем за 5 дней
- Проведение интервью родителей с обучающимися и заполнение анкеты (приложение 5 к настоящим МР): сбор информации об антропометрических параметрах ребенка и его состоянии здоровья, организации питания, отношении к питанию в школе и дома, частоте потребления основных продуктов и блюд.
Комментарии