Водителям и Работодателям: нормы рабочего времени, времени отдыха, режима работы, условий труда: проект Приказа Минтранса РФ


05:41, 6  августа  2020
Какова максимальная продолжительность времени за рулём? Кому может быть установлен ненормированный рабочий день?
Водителям и Работодателям: нормы рабочего времени, времени отдыха, режима работы, условий труда: проект Приказа Минтранса РФ
Минтранс России разработал проект Приказа "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей"


Указанный документ является подзаконным нормативным актом, разработан в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, то есть актуализирует те изменения законодательства, которые появились за последнее время.

Если Приказ будет утверждён и принят, то он отменит действие Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15

Приказ обязателен для всех субъектов, использующих труд наёмных водителей, в том числе, для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно осуществляющих управление автомобилей. Однако, имеются немногочисленные исключения действия приказа.

Каких водителей не коснётся этот Приказ?

Действие Приказа не распространяется на водителей следующих автомобилей:

- пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
- автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Для водителей, выполняющих международную автомобильную перевозку нормы времени управления и отдыха не применяются (регулируются отдельными нормативными актами).

Локальные нормативные акты Работодателя должны соответствовать нормам законодательства, в частности Приказа.


Работодатели, которые разрабатывают любые локальные акты, которые регулируют отношения с водителями автомобилей, в том числе, коллективные и трудовые договоры, графики сменности, графики рабочего времени, трудовые приказы, должны их разрабатывать таким образом, чтобы они не противоречили Приказу и законодательству РФ о труде.

При наличии такого противоречия, действие локальных актов работодателей применительно к водителям ничтожно, то есть применяются нормы законодательства, а Работник (водитель) вправе не соблюдать противоречащие закону документы, разрабатываемые и утверждаемые Работодателем.

реклама

Нормальная продолжительно рабочего времени.

Во-первых, водителям необходимо знать, что нормальная продолжительность рабочего времени - не более 40 часов в неделю, установленная в России Трудовым кодексом, распространяется на всех работающих в стране, в том числе и на них.

Любые произвольные и (или) некомпенсируемые отклонения от нормальной продолжительности рабочего времени недопустимы и незаконны. 

Временные переработки (в течении недели или большего периода) должны впоследствии компенсироваться временем отдыха.

В РФ в настоящее время проводится политика снижения аварийности, будьте готовы, что за соблюдение норм этого приказа (пока ещё, проекта приказа, но он скорее всего будет принят) будут жёстко спрашивать с Работодателей.


Максимальная продолжительность рабочего времени. Суммированный учёт рабочего времени.


Приказом установлено, что в случаях, когда по условиям работы водителя не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, то возможен суммированный учёт рабочего времени в течении месяца, а в исключительных случаях по согласованию с представительным органом (профсоюзом, например) - в течении трёх месяцев.

При этом, общее количество рабочего времени в течении периода суммированного учёта не может быть больше нормативного. Иными словами, если в течении месяца в отдельные периоды водителе переработал, то в другие периоды ему должен предоставлен отдых, при этом общее количество отработанных часов в месяц не может быть больше нормативного (нормальной продолжительности рабочего времени - 40 часов в неделю).

Максимальная непрерывная продолжительность рабочего времени (в том числе, в случае суммированного учёта) водителя в течении суток не может превышать 10 часов. В случае, если необходимо довести груз до точки назначения или автомобиль - до стоянки, указанная максимальная норма времени может быть увеличена ещё на 2 часа, но не более.

Водителям маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность смены может быть увеличена до 12 часов по согласованию с профсоюзом (или иным представительным органом)

Разделение смены (рабочего дня) водителя на части.

Подобное разделение допустимо при суммированном учёта рабочего времени. При этом каждая из частей рабочего времени не может быть менее 5 часов, а перерыв между частями смены водителя не может быть более 3 часов - для  водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, и более 5 часов - для остальных водителей. 

Время перерыва между частями смены (рабочего дня) должно являться свободным временем отдыха водителя, которое он использует по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены (рабочего дня) не засчитывается в рабочее время водителя.

Кому из водителей может быть установлен ненормированный рабочий день?

Ненормированный рабочий день может быть установлен для следующих категорий водителей:

реклама

- для водителей легковых автомобилей (исключая такси);
- для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательных работах в полевых условиях;

Обращаем внимание на то, что ненормированный рабочий день не означает произвольного количества рабочего времени, которое должен отработать водитель. Нормальная продолжительность рабочего времени, установленная законодательством должна быть соблюдена. Дни еженедельного непрерывного отдыха должны предоставляться водителям с ненормированным рабочим днём на общих основаниях.

Какое время включается в рабочее время водителя?

В рабочее время водителя включается следующее время:
- время управление автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в течении рабочего дня;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем (например, обслуживание автомобиля в пути, время заправок, время погрузки-разгрузки и т.д.);

Максимальное время нахождения водителя за рулём (управления автомобилем) в сутки.

Максимальное время управления водителем автомобилем в течении дня - 9 часов, при необходимости - 10 часов (но не более 2 раз в неделю).

При необходимости довести груз до места назначения или автомобиль - до стоянки максимальное время управления автомобилем в течении дня может быть увеличено до 12 часов. 

Работодателю запрещается разрабатывать локальные акты и устанавливать режим рабочего времени, нарушающие нормативы максимального времени управления автомобилем.

Максимальное время управления автомобилем в неделю и в 2 недели.


Максимальное время управления автомобилем в неделю не может превышать 56 часов, а за две недели следующие подряд - 90 часов. 

Специальные перерывы для отдыха.

Специальные перерывы для отдыха водитель должен делать не реже 4 часов 30 минут управления автомобилем. Продолжительность специального перерыва не может быть менее 45 минут.

реклама


Специальные перерывы для отдыха могут быть разделены на части (первая - не менее 15 минут, последняя - не менее 30 минут, каждая часть перерыва - не менее 10 минут )  для водителей регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении.

Если автомобиль следует к конечному пункту стоянки, то максимальная продолжительность управления автомобиля может быть увеличена на час (до 5 часов 30 минут), если это необходимо для того, чтобы доехать до пункта назначения.

Что такое рабочее время, не связанное с управлением автомобиля? Какие периоды оно в себя включает?

- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

- время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

- время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

- иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключённым с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Время перерыва для отдыха и питания.


Время перерыва для отдыха и питания, как правило, предоставляется в середине рабочего дня.

Такой перерыв не может быть установлен менее 30 минут, и более, чем 2 часа.

Продолжительность ежедневного отдыха.


Продолжительность ежедневного отдыха водителей (с учётом перерыва на отдых и питание) не может быть менее двойной продолжительности рабочего времени.

При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 11 часов, при этом указанное время отдыха должно быть использовано ежесуточно.

При суммированном учёте рабочего времени допускается уменьшение продолжительности ежедневного отдыха до 9 часов, но не более трёз раз в промежутке между еженедельным отдыхом (еженедельными выходными, например).

Продолжительность ежедневного отдыха при управлении транспортными средствами экипажем.

Водители работающие в составе группы (в экипаже) обязаны использовать ежедневное время отдыха продолжительностью не менее 9 часов в течении каждого ежедневного периода. Ежедневный период для водителей экипажа допускается увеличить до 30 часов.

реклама

Таком образом, водитель в течении каждых 30 часов обязан полноценно отдыхать не менее 9 часов (включая перерыв на отдых и обед, но исключая специальные перерывы для отдыха).

"Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается".

Допускается для прерывать ежедневный отдых?


Да, допускается, но "не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов".

Минимальная продолжительность выходных водителя (еженедельного отдыха)

Минимальная продолжительность еженедельного отдыха составляет 45 часов (непрерывное время отдыха без работы). 

Еженедельный отдых (выходные) должны начинаться не позднее шестого дня с момента окончания прошедших выходных.

Минимальная продолжительность еженедельных выходных водителя может быть сокращена до 24 часов, но это может происходить, не чаще 1 раза в две недели.

При этом, неиспользованный выходной (еженедельный отдых) должен быть предоставлен водителю в течении 3 недель с момента окончания той недели, в которую еженедельный отдых был сокращён.

Неиспользованный еженедельный отдых (выходной) должен быть присоединён к будущим выходным, либо к ежедневному отдыху продолжительностью не менее 9 часов.

Читайте также

Комментарии

Загрузка комментариев...