Проект плана оценки фактического воздействия (ОФВ), разработанный Минэкономразвития России, в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения и независимую антикоррупционную экспертизу.

В указанном плане, одним из мероприятий сформулировано предложение о введении в России единого оборотного налога в размере 6,2 % от выручки.

Предложение высказано Минфином РФ и мотивировано тем, что в России действует одновременно несколько режимов налогообложения с разной налоговой нагрузкой, что нарушает принцип равенства налогообложения. В частности сообщается, что в зависимости от применяемой системы налогообложения объём налоговых изъятий у отдельных налогоплательщиков варьируется от 3 до 30 % созданной добавленной стоимости.

«Такое соотношение нагрузок, которое при всём желании нельзя назвать равенством, возникает вследствие различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей», — подчеркивается в документе.

Итогом приведения указанных доводов является предложение ввести единый оборотный налог в размере 6,2 % от оборота (выручка, реализация, продажи). 

Предлагается заменить оборотным налогом 4 основных действующих налога: НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ. 

Уплату (взыскание) оборотного налога инициаторы видят безакцептной, то есть, списываемой в банке автоматически, при поступлении выручки при инкассации, либо при поступлении безналичных платежей. 

Инициаторы полагают, что указанные новшества устранят налоговую дискриминацию, присущую нынешней системе налогообложения, помогут избавиться от теневых зарплат и обеспечат простоту налогового администрирования.

Чего не учли в Минфине (а должны были учесть)? Мнение редакции.

Взимание оборотного невозмещаемого налога кардинально меняет производственные и кооперационные цепочки в сторону их уменьшения. Если на каждом этапе получения выручки хозяйствующим субъектом взимается оборотный налог, то это неизбежно влияет на удорожание конечного продукта. То есть, чем меньше переделов (посредников, смежников, аутсорсеров и т.д.), тем меньше себестоимость. Система оборотного налога погубит кооперационные связи в России, вынудив предпринимателей максимально укрупнять бизнес, вбирая в него все возможные производственные и торговые процессы, достаточные для доведения готового продукта до конечного покупателя.

НДС, напротив, не мешает кооперации, поскольку его механизм уплаты облагает налогом исключительно ту добавленную стоимость, которая создана хозяйствующим субъектом на его конкретном участке. Так происходит потому, что суммы платежа в бюджет рассчитывается как разница между НДС исчисленным с продаж и налогом исчисленным с покупок. Именно поэтому, НДС перспективен для развития производственных, торговых и коммерческих связей, аутсорсинга, малого и среднего бизнеса, когда происходит максимальная специализация, разделение труда и более эффективная организация производственных процессов в каждой конкретной точке производства и продажи.

Неравенство в налогообложении, является пресловутым, а выводы о дискриминации - однобокими. Налоговая поддержка малого и среднего бизнеса, которые применяют особые режимы налогообложения, является компенсационной мерой, то есть вторична, вынужденно необходима. Россия - страна монополий: сырьевых, финансовых, розничных (сети ритейла) и т.д. Получение налоговых преференций мелкими игроками малого и среднего бизнеса - одно из немногих условий их выживания на рынке и развития в более крупные предприятия.

В целом, предлагаемая конструкция единого оборотного налога выглядит очень сомнительно, подобные системы налогообложения как правило характеризуют очень незрелые подходы в законотворчестве, сводящие изъятие создаваемой добавленной стоимости в бюджет к ненужному упрощению структуры экономики.