Национальное бюро кредитных историй (НБКУ) отмечает, что во 2-м квартале наблюдалось сокращение количества выданных микрокредитов, в том числе таких, как «беспроцентные кредиты на карту». Если в соответствующем периоде прошлого года было выдано почти 4,6 млн микрозаймов, то во 2-м квартале 2019 года выдали меньше на 50 тыс. единиц или на 1,2%. Эти результаты были получены на основе анализа информации из 3 тыс. микрофинансовых организаций, передающих данные о заемщиках в НБКУ.
Сокращение происходило не во всех сегментах, затронув только минимальные займы, величиной до 10 тыс. рублей. В остальных сегментах происходил весьма динамичный рост. Ниже представлена динамика 2-го квартала 2019 года по сравнению с прошлогодним периодом:
Любопытная статистика была получена и по регионам, где динамика предоставления микрокредитов была разнонаправленной. В лидерах увеличения показателей выдачи микрозаймов были Челябинская (+12,3%) и Московская области (+10,7%). В Москве был зафиксирован рост на 9,3%. Наиболее сильно снизилась выдача микрокредитов в следующих регионах: Иркутская область (-19,8%) и Алтайский край (-13%).
Сами участники рынка объясняют отрицательную динамику выдачи ссуд снижением интереса МФО к новым клиентам, особенно берущим небольшие займы. Компании, занимающиеся микрокредитованием, предпочитают сосредоточиться на развитии отношений с проверенными клиентами, выдавая им займы в больших размерах и под более низкие проценты. Отчасти уменьшение выдачи небольших займов происходит и по причине действий Центробанка, который последнее время занялся «охлаждением» сегмента микрокредитования, в том числе путем уменьшения допустимой величины стоимости займов.
В целом, как отмечают эксперты и участники рынка, снижение числа небольших займов при одновременном росте выдачи заемщикам более значительных сумм не должно восприниматься отрицательно. Происходит процесс оздоровления рынка. Ведущие МФО, в том числе под влиянием политики Центробанка, постепенно отходят от массового дорогого микрокредитования в сторону качественного микрофинансирования с повышением среднего размера займов, оценкой рисков, работой с постоянными клиентами и дифференциацией своих продуктов.
Фото: pixbay.com
Комментарии