Депутаты Заксобрания Кировской области приняли в первом чтении законопроект, который предусматривает административную ответственность за нарушения, касающихся размещения НТО.
Президентом РФ в Государственную Думу внесен ряд законопроектов по внесению изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
Президентом РФ в Государственную Думу внесен ряд законопроектов по внесению изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Поправки касаются уголовного преследования по предпринимательским статьям.
1. Откупиться стало легче!
Освобождение от ответственности при возмещении ущерба потерпевшему и перечислении ущерба в двукратном размере в бюджет по предпринимательским статьям.
Лицо, впервые совершившее преступление, будет освобождено от ответственности, в том случае, если компенсирует ущерб потерпевшему и перечислят в федеральный бюджет денежное возмещение в двукратном размера от нанесённого ущерба (незаконно полученного дохода, убытков, которых незаконно удалось избежать и т.д.).
Указанная норма, как и прежде распространяется на следующие «предпринимательские» составы преступлений ст. 170, часть первая статьи 171, часть первая и первая прим. ст. 171.1, часть первая статьи 172, статья 176, статья, статья 177, часть первая статьи 178, части первая-третья статьи 180, части первая и вторая статьи 185, статья 185.1, часть первая статьи 185.2, часть первая статьи 185.3, часть первая статьи 185.4, часть первая статьи 185.6, часть первая статьи 191, статьи 192, часть первая и вторая статьи 193, части первая и вторая статьи 194, статьи 195-1297, статьи 199.2 Уголовного кодекса РФ.
Ранее законодательство требовало 5-кратного денежного возмещения ущерба (незаконно полученного дохода, убытков, которых незаконно удалось избежать и т.д.) для освобождения от уголовной ответственности по предпринимательским статьям.
2. Увеличены размеры значительного, крупного и особо крупного ущерба по мошенничеству… Но только для предпринимательских составов мошенничества!!!
Большинство граждан, ожидающих увеличения размера значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба при квалификации хищений, ждёт разочарование. Они, скорее всего не изменятся (ущерб в крупной размере – сумма, превышающая 250000 рублей, ущерб в особо крупном размере – сумма, превышающая один миллион рублей).
Для предпринимательского мошенничества размеры ущерба изменены:
• не менее 10 000 рублей (не менее) – значительный ущерб;
• более трёх миллионов (3 000 000) рублей - крупный ущерб;
• более двенадцати миллионов (12 000 000) рублей – особо крупный ущерб;
реклама
Ещё раз напомним, что такие размеры ущерба будут применимы исключительно к преступлениям, предусмотренным частями пятой, шестой, седьмой статьи 159, статьей 159.1, статьей 159.3, статьёй 159.5 и статьей 159.6 Уголовного кодекса РФ. Все указанные составы связаны именно с мошенничеством, совершённым в ходе предпринимательской и иной профессиональной деятельности (кредитование, страхование, платежные карты, компьютерная среда).
3. Предпринимательское мошенничество – вновь введены составы
Статья 159 УК РФ «Мошенничество» дополнена частями пятой, шестой и седьмой, которые определяют предпринимательское мошенничество как «5. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательство в сфере предпринимательской деятельности…».
Весьма примечательно с точки зрения юридической техники употребление слова «… сопряжённое…». Ранее статья 159 УК РФ таких формулировок не содержала. Понятие сопряженности, как уголовно-правовая категория в Уголовном кодексе РФ применяется неоднократно, однако сравнительно недавно. Законодательство РФ не содержит легального определения понятия «сопряжённое».
Мнения экспертов разделились, одни считают, что под сопряжёнными, понимаются непосредственно связанные с ведением предпринимательской деятельности преступления. Другие, наоборот, полагают, что ведение предпринимательской деятельности, даже косвенно связанное с совершением мошенничества, автоматически относит деяние к данному составу.
Спорными и требующими отдельного разъяснения, являются вопросы соотношения разных составов, предусмотренных частями 5-7 ст. 159 УК РФ, с составами, предусмотренными другими частями указанной статьи. Например, неясно, поглощает ли предпринимательское мошенничество такой квалифицирующий признак, как использование служебного положения? И не получится ли, что отсутствие составов предпринимательского мошенничества по признаку размера ущерба обернётся автоматическим применением состава, предусмотренного частью 3 ст. 159 по признаку использования служебного положения?
Очевидно, что всё это вопросы, требующие официальных разъяснений Верховного суда РФ, или правоприменительной практики.
4. Санкции за предпринимательское мошенничество
Неожиданным и неприятным в проекте законов стало ужесточение санкций за предпринимательское мошенничество по преступлениям с отдельными диапазонами нанесённого ущерба.
Предпринимательское мошенничество со значительным ущербом.
реклама
Часть пятая статьи 159 УК РФ за мошенничества сфере предпринимательской деятельности с нанесением ущерба в значительном размере (более 10000 рублей) устанавливает максимальную ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
То есть, хищения в форме мошенничества, связанные с предпринимательской деятельностью, с ущербом от 10 тысяч рублей до 3 миллионов рублей отнесены к преступлениям средней тяжести, со сроком давности привлечения к ответственности 6 лет с момента совершения преступления.
В действующем же законодательстве, при нанесении ущерба в диапазоне до 250 тысяч рублей мошенничество квалифицируется как преступление небольшой тяжести с максимальной санкцией в виде лишения свободы сроком до 3 лет и сроком давности преследования в течении 2 лет с момента совершения преступления.
Получается, что в предпринимательской сфере пострадают те предприниматели, кто совершает мелкие, то есть менее общественно опасные преступления.
Предпринимательское мошенничество с крупным ущербом (свыше 3 миллионов рублей).
Максимальная санкция, предусмотренная законопроектом, составляет до 6 лет лишения свободы со штрафом. Фактически санкция уравнивает с точки зрения размера наказания предпринимателей с обычными гражданами (с учётом ранее высказанного пожелания и замечания Конституционным судом РФ).
Предпринимательское мошенничество с особо крупным ущербом (свыше 12 миллионов рублей). Максимальная санкция, предусмотренная законопроектом, составляет до 10 лет лишения свободы со штрафом. В этом составе преступления предприниматели с точки зрения размера наказания также уравниваются с обычными гражданами.
5. Изменения в предпринимательских составах
Законопроект содержит изменения в предпринимательских составах преступлений, предусмотренных главой 22 Уголовного кодекса РФ.
Большинство изменений сводятся к двум основным группам:
реклама
5.1 Ужесточение ответственности в виде повышений максимального срока наказания, перевод некоторых составов из преступлений небольшой тяжести в «среднетяжи», и соответственно из преступлений средней тяжести в тяжкие;
5.2 Изменение размеров крупного и особо крупного ущерба, а так же иных пороговых размеров квалификаций с измерением в рублёвом эквиваленте (дохода, задолженности и т.д.), в сторону увеличения.
Подробнее с указанными изменениями можно ознакомиться в законопроекте.
6. Уклонение от уплаты налогов
Увеличены крупный и особо крупный размеры
Здесь предпринимателей ожидают только приятные новости в виде увеличения размеров крупного и особо крупного ущерба.
Ст. 198 Уклонение от уплаты налогов с физического лица.
Крупным размером в законопроекте предлагается считать 900 тысяч рублей (в случае если сумма уклонения от уплаты налогов превышает 10% подлежащих уплате налогов) или превышающая 2 миллиона 700 тысяч рублей.
Особо крупным размером предлагается установить 4 миллиона 500 тысяч рублей (в случае если сумма уклонения от уплаты налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов) или превышающая 13 миллиона 500 тысяч рублей.
Ст. 199 Уклонение от уплаты налогов с организации.
Крупным размером предлагается считать 5 миллионов рублей (в случае если сумма уклонения от уплаты налогов превышает 25 % подлежащих уплате налогов) или превышающая 15 миллионов рублей.
Особо крупным размером предлагается установить 15 миллиона рублей (в случае если сумма уклонения от уплаты налогов превышает 50 % подлежащих уплате налогов) или превышающая 45 миллионов рублей.
реклама
Очевидно, что предлагаемые изменения учли инфляционные процессы, происходящие в России, а так же складывающуюся негативную практику, при которой предприниматели зачастую лишаются бизнеса в ходе уголовного преследования за относительно небольшие суммы уклонения от уплаты налогов.
7. Нотариусы будут допущены к арестованным
Предлагается допустить нотариусов к заключённым под арест (в том числе домашний) для удостоверения доверенностей на право представления интересов подозреваемого (обвиняемого) в сфере предпринимательской деятельности. При этом количество таких свиданий и их продолжительность по времени ограничены быть не могут.
Отдельно установлено, что нотариусы не могут удостоверять действий с имуществом, на которое «…может быть наложен арест…» в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.
Подобная формулировка существенно снижает ценность нововведений, поскольку связывает нотариуса по рукам и ногам. Потенциально, в соответствии с УПК арест может быть наложен на любое имущество, даже не принадлежащее обвиняемому (подозреваемому).
8. Изъятые предметы и документы: либо признаются вещдоками, либо подлежат возврату
В течение 10 суток после изъятия предметов и документов должна быть разрешена их дальнейшая судьба. Либо указанные предметы и документы признаются вещественными доказательствами и приобщаются к делу, либо они должны быть возвращены лицу, у которого были изъяты. В исключительных случаях указанный срок может быть продлён до 30 суток.
9. Копирование изъятых документов
По ходатайству владельца изъятых документов ему будет предоставлена возможность снять с них копии, в том числе применением технических средств копирования. Порядок копирования будет отдельно установлен Правительством РФ.
Примечательно, что в законопроекте ничего не сказано про копирование изъятых электронных баз данных и программ. Именно они представляют зачастую наибольшую ценность при ведении предпринимательской деятельности, поскольку вся информация о деятельности предприятий сейчас хранится в электронном виде.
Полагаем, что указанные законопроекты, учитывая, что они внесены лично Президентом РФ, будут приняты быстро, может быть даже в июне. Решатся ли Государственная дума и Совет Федерации исправить явные недочёты и пробелы в законопроектах, неясно.
Комментарии