я играю не руками, а сердцем


15:32, 24  июл€  2012
я играю не руками, а сердцем

»дет по городу в капитанской фуражке бородатый добродушный человек. »дет, слегка раскачива€сь, словно по палубе огромного корабл€. ¬ правой руке крепкий, €вно не дл€ щегольства, дерев€нный посох. Ќо его несколько морска€ походка не дл€ равновеси€, каждый шаг – это раскачка мира, это подспудное желание не дать миру успокоитьс€, превратитьс€ в безжизненное каменное плато. ћир призван к творческой радости, к свободе и великодушию.

“ак считает герой сегодн€шней встречи – юбил€р ¬адим јнатольевич јфанасьев. ≈му 19 июл€ исполнилось 70 лет! ќн младше  ировского театра кукол всего на 7 лет, и душа его молода, творческие силы неисс€каемы, и 70 летний юбилей - всего лишь еще один повод к свободной раскачке мира, к пробуждению его к «добрым чувствам и» и «милости к падшим».

∆изнь и судьба ¬адима јнатольевича неразрывно св€заны с  ировским театром кукол. Ѕолее 35 лет он проработал в нем, отдава€ театру все свои силы, таланты и художественные прозрени€! «аслуженный мастер, обладатель многочисленных дипломов и наград ¬сероссийских и международных конкурсов и фестивалей, заслуженный артист –—‘—–, ¬адим јфанасьев поставил на сцене  ировского театра кукол около сотни спектаклей. Ѕолее двадцати лет до 1999 года он по праву занимал кресло главного режиссера театра.

”важение заслуженное, театрально-художественный опыт колоссальный. Ќакануне юбиле€ в теплой домашней беседе ¬адим јнатольевич ответил на многие непростые вопросы о театре и профессии актера. Ёто был теоретический мастер-класс, глубоко чувствующего и думающего режиссера, одна из €рких граней его творческого кредо. ѕубликуем часть беседы с ¬адимом јфанасьевым – известным подвижником ¬€тской культуры.

- ¬адим јнатольевич, осознаете ли ¬ы свое место в истории культуры ¬€тского кра€?
- » рад бы не осознавать, да внучка не дает! «ову ее с собой прогул€тьс€, не идет. ”говаривать приходитс€. — тобой, говорит, дедушка, невозможно спокойно пройтись. ¬се люди с тобой здороваютс€, на каждом перекрестке разговоры завод€т. ј как же иначе? я ведь всю жизнь в ¬€тке прожил, почти 40 лет в  ировском театре проработал, мне каждый человек до сих пор интересен и не важно какое место он занимает в истории культуры малой –одины. ¬ прошлом году мне дали награду-звание «¬€тский горожанин». Ќе по разнар€дке, не по рангам и чинам. Ёто само общество отметило, вол€ народа была. “ак к этому отношусь. Ѕыть может дл€ кого-то слишком патетически, но это мое право. Ќародное звание «¬€тского горожанина» дороже мне, чем орден! ¬озможно, это не скромно, но € имею полное основание назвать себ€ мастером!

- „то дл€ ¬ас важней накануне юбиле€: рассказать о своем прошлом или поделитьс€ своими мысл€ми о современном театре?
- я не отрекаюсь от прошлого. » его вспомнить накануне юбиле€ будет похвально. ќбо мне писали много, да больше все о творчестве. ѕусть так и останетс€ в юбилей. ѕоделюсь лучше своими мысл€ми о театре. я живу театром и никогда с ним не расстанусь.

- „то предпочтительней дл€ ¬ас на сцене: сказка или реальность?
- –азноплановость, прежде всего! ¬се жанры хороши. ¬ каждом из них художник может сказать что-то заветное и главное о жизни и о себе. ѕомощь сказочной щуки – это замечательно, но волшебство не поможет рассмешить ÷аревну-несме€ну. “ы сам должен это сделать, своими человеческими силами без вс€ких чудес. ƒействуй и не трусь!

- “еатр кукол дл€ детей или дл€ взрослых?
- “еатр дл€ всех, он не детский и не взрослый. ѕоэтому дл€ мен€ одинаково важен каждый человек, пришедший в театр. Ѕывает, что из зала во врем€ спектакл€ выход€т люди. ƒл€ мен€ это катастрофа. я часто подходил, спрашивал: почему ушли? „то не понравилось? ƒелал выводы, училс€ понимать зрител€, его надежды, его не сиюминутные желани€. я так еще замечу. —о взрослым зрителем надо говорить серьезно, честно и откровенно. ј с детьми тем более! ƒети фальши не прощают!

- –асскажите о ¬ашем опыте взаимовли€ни€ куклы и актера-кукловода. “ут, говор€т, много профессиональных секретов. Ќет ли какого-то темного давлени€ со стороны куклы? ¬от, например, недавний фильм «Ѕобер» с ћэлом √ибсоном весьма неоднозначно показывает отношени€ куклы и человека.  уклы превращаютс€ в маленьких монстров, люди станов€тс€ марионетками, гомункулы и франкенштейны, мст€щие своему создателю, ход€чие глин€ные мертвецы, фарфоровые девочки-чудовища – модна€ сегодн€ тема! —овременное искусство ее активно осваивает.
- ¬от мо€ жива€ формула искусства! (— этими словами јфанасьев поднимает правую руку высоко вверх).
- Ћежит кусок материи – это кукла! ќна мертва€, бездушна€! я беру ее в руки, и она оживает. я не руками, € сердцем играю! ћо€ душа словно переходит в куклу.  укла поэтому никогда против мен€ не пойдет! ««омби» это не про мен€. ћо€ кукла – против вс€ких ужасов. ” мен€ свободна€ душа, € не буду никогда художественными кошмарами калечить детские души.  онечно, место дл€ фантазии ребенку нужно оставл€ть, воображение должно у него работать, но в добрую сторону.

-  уклы – особый путь в истории человечества. ѕервый театр кукол - это древние мистерии из жизни богов. Ѕыла ли у ¬ас кака€-нибудь таинственна€ истори€ спасени€ куклой?
- Ѕыла, была, только не тайна€, а сама€ обыкновенна€, но, тем не менее, примечательна€! ¬ этой истории кукла по насто€щему спасла от «голодной смерти» весь театральный коллектив на областных гастрол€х. ќднажды мы крепко застр€ли в непогоду на проселочной дороге вдалеке от одного районного центра. ¬одитель нашего театрального грузовичка пошел за трактором, а мы остались ждать избавлени€. Ўел дождь, мы заскучали, продрогли, проголодались. ѕрипасов у нас с собой никаких не было. ¬друг один из актеров вспомнил: «¬адим, у теб€ ж есть в реквизите бутыль с манной крупой!» ƒействительно такова€ имелась. ¬ спектакле « отик-мотик», с которым мы объезжали родные просторы, был эпизод: ненасытна€ ворона, поглоща€ 3-х метровую гирл€нду бутафорских сосисок, запивает ее молоком. я долго подбирал вещество дл€ «молока», лучше всего подошла обычна€ манка. ¬от ее-то, использованную дес€тки раз в спектакле, так сказать зар€женную энергией творчества, мы и высыпали в шоферский котелок. ¬оду вз€ли дождевую. —оль нашлась. ѕа€льной лампой нагрели котелок и сварили густую походную кашу. ¬се наелись до отвала, а тут и помощь подоспела. » такие «таинственные» истории на гастрол€х были не редкость. ¬ы говорите мистерии, чудеса. ƒл€ мен€ чудо, когда дети выход€т после спектакл€ притихшие, с обновленным сердцем, с €сными глазами. “ак, например, было после спектакл€ « аштанка» по „ехову.

- –асскажите подробней об этом спектакле. ¬еликий ќбразцов говор€т, видевший ¬ашу постановку в 1981 году сказал, что ¬ы перевернули его представление о « аштанке». ќб этом писали в « ировской правде» за 1998 год. Ёто правда?
- ƒа, все было именно так. ќбразцов в свое врем€ тоже ставил это „еховское произведение, но спектакль провалилс€. ћастера тоже ошибаютс€. ¬ нашей работе это нормально. ¬ чем была его ошибка? ќн соединил в спектакле два совершенно противоположенных по настроению рассказа. ќдин был сатирический «’амелеон», а другой « аштанка - пронзительно-лирический. ѕолучилось нескладно. ќбразцов даже в своей знаменитой книге написал, что поставить это „еховское произведение в театре кукол невозможно.  огда он приехал в  иров на творческую всесоюзную лабораторию, то спросил у мен€ перед просмотром:
- „то будем смотреть?
- « аштанку»!
- ¬ы что книг моих не читали?
- „итали! Ќо ведь плох тот ученик, который не стремитс€ превзойти своего учител€.

ќбразцов промолчал. Ќо, посмотрев спектакль, призналс€:
- я не могу сейчас переписать свою книгу, но если бы мог – переписал бы!
ћногие плакали на финальной сцене спектакл€. ѕлакал и —ергей ¬ладимирович ќбразцов. ƒл€ мен€ слезы великого кукольника незабываемы. «начит можно ставить „ехова, и замечательно получаетс€.

- » последний традиционный вопрос: что пожелаете  ировскому театру кукол на будущее?
- ¬ новом здании открыть новую творческую эпоху! ѕобольше спектаклей, выверенных умом, художественной интуицией и многолетним опытом!

Ѕеседу записал ј.Ќ.  ононов

ѕоделитьс€:
Facebook

 омментарии

«агрузка комментариев...

„итайте также