Польские визы могут подорвать рынок дешевых туров в Европу.


08:39, 22  мая  2003
Как известно, в середине февраля прошлого года Совет министров Польши принял решение о введении с 1 июля 2003 года визового режима для граждан России, Украины и Белоруссии. Это является одним из условий вступления Польши в ЕС. Российско-польские консультации по этому поводу идут, однако ни о каких подробностях не сообщается. Понятно, что главный вопрос, который в этой связи волнует турфирмы, - стоимость польских виз. С особым напряжением ждут решения операторы-автобусники. Ведь Польша сегодня является основной безвизовой страной транзита автобусных туров на Европу. Этот турпоток только из Москвы составляет более 100 тыс. человек в год. Причем, главными потребителями продукта являются клиенты с относительно невысоким уровнем доходов. Что произойдет с введением визового режима? Если паритетная стоимость визы не превысит 10 долларов, реальную картину турпотоков это не изменит. Но если цена будет выставлена на уровне 40-60 долларов, что совершенно не исключено, то представьте, сколько будет стоить двукратная виза, которую обычно приходится оформлять при транзитном проезде через страну, и насколько менее доступной станет Европа для россиян. Кстати, Российский союз туриндустрии уже направил письма по этому вопросу в посольство Польши в РФ и в МИД РФ. Как считает председатель Автотранспортной комиссии РСТ, генеральный директор фирмы «Анкор» Ольга Санаева, совершенно очевидно, что высокая стоимость польской визы резко снизит интерес к автобусным турам. Ведь практически все маршруты на Европу, исключая Венгрию и Скандинавию, идут через Польшу. По оценке генерального директора компании «Интерс» Татьяны Козловской, примерно половину из них можно отнести к категории дешевых. И если сейчас туристу надо заплатить только за шенгенскую визу, то после 1 июля к ней прибавится еще и польская, а 40 долларов - это очень серьезная разница для автобусного продукта. Татьяна Козловская считает, что, если польская виза будет дорогая, дешевые автобусные маршруты себя изживут, как это произошло с некогда популярными турами Чехия - Словакия - Венгрия - Польша. Стоимость трех виз - чешской, словацкой и венгерской - приблизилась к цене собственно автобусного тура. Почти за такие же деньги можно оформить о! дин Шенген и съездить во Францию, ку! да самый дешевый тур стоит сейчас 229 у.е. Генеральный директор фирмы «Туртранс вояж» Дмитрий Фоминцев также уверен, что с введением польских виз турпоток на этом направлении сократится. По его словам, можно провести аналогию с Чехией и Словакией, которые с введением виз потеряли 20-30% туристов. «Словакию есть возможность объехать, и мы это используем в своих программах, - говорит г-н Фоминцев. - Альтернативу транзиту через Польшу найти сложнее, но она есть. Можно, лететь в Европу самолетом или ехать через Скандинавию. Если стоимость такого продукта будет сопоставима с маршрутом через Польшу, то ставить польскую визу никто не будет, и Восточная Европа потеряет большое число российских туристов». Однако виза - это не только деньги, но еще и время. Шенген оформляется 7-8 дней, плюс еще неделя уйдет на Польшу. Как сказал первый заместитель генерального директора компании «Нева» Алексей Каширский, даже если польская виза будет стоить копейки, период окончания приема документов увеличится на целую неделю, а для россиян это фактор значительный. К тому же, поляки намерены ввести визы в разгар сезона и, не имея опыта, вряд ли справятся с потоком документов, что еще добавит проблем фирмам и туристам. Что же предпримут туроператоры-автобусники, чтобы избежать «польских» осложнений? Многие уже готовы пересаживать туристов на самолеты. Как говорит Ольга Санаева, железнодорожный билет на Берлин в турфирме с учетом всех сборов на бронирование стоит $195, в кассе - примерно на $20-30 дешевле. Билеты на перелет в Мюнхен и Дюссельдорф, например, в авиакомпании «Сибирь», стоят почти столько же - порядка $200. То есть, польскую границу можно перелететь, тур выйдет чуть дороже, но комфортнее и без пограничных проблем. Кстати, по словам Алексея Каширского, например, в Италию уже сейчас больше автобусов едет через Скандинавию, чтобы миновать белорусско-польскую границу, где приходится стоять до 10 часов. Компания «Интерс» с конца июня вводит несколько авиатуров, сопоставимых с ценой недешевых автобусных. Более того, в мае фирма проводит два рекламника в Европу с перелетом через Мюнхен и Дюссельдорф, а с 29 июня начинает еженедельные вылеты на рейсах авиакомпании «Сибирь». Стоимость «авиаавтобусных» туров примерно 690 у.е. плюс 40 за визу, что не слишком отличается от аналогичных туров с железнодорожным переездом через Брест: больше всего на 100 у.е., зато путь до Европы значительно быстрее. Алексей Каширский также считает, что большинство россиян предпочтут польской визе авиаперелет или туры через Скандинавию. В частности, в Чехию можно будет лететь на чартере в Пардубице, который в этом сезоне поднимает «Нева». Так или иначе, остается надежда, что Польша и Россия смогут договориться о введении «щадящего» во всех смыслах визового режима. Как это, например, удалось в случае с Белоруссией. Польско-белорусские консультации завершились на прошлой неделе в Варшаве. Как сообщили в МИД Польши, эксперты внешнеполитических ведомств двух стран в предварительном порядке решили, что одноразовая виза для поляков и белорусов для въезда в Белоруссию и Польшу будет стоить 10 евро, годовая многократная - 50 евро. Согласовано, что визы не будут обязательны для граждан Белоруссии, пересекающих Польшу транзитом, а также членам экипажей самолетов и кораблей. Проект соглашения предусматривает возможность выдачи виз без приглашений тем лицам, которые могут на границе представить соответствующую сумму денег, необходимую на весь срок пребывания.

Читайте также

Комментарии

Загрузка комментариев...